Турагенты: хотим работать от имени и по поручению!

В рознице снова зреет недовольство бесправностью «Почему турагент всегда виноват?!» – такой вопрос, больше похожий на крик души, Александра Иосифяна (сеть турбюро «Спутник») вызвал резонанс в Фейсбук-сообществе «Трэвел Президиум». Автор поста недоумевал: почему турагент, выступающий посредником между туроператором и туристом, оказывается крайним в большинстве спорных ситуаций и вынужден расплачиваться из своего кармана. Редакция разбиралась, есть ли выход из этой явно болезненной ситуации. «Оператор поменял время вылета на более раннее и поздно предупредил об этом агента, виноват агент – недоглядел. Оператор в одностороннем порядке поменял отель, вновь виноват агент – не учел. Разорился ТО, а отвечает за него турагент. Не хваленая «Турпомощь» со своими компенсационными фондами, а турагент. При банкротстве ТО выясняется, что денег из его компенсационного фонда на всех пострадавших не хватает. Оператор разорился, компенсация туриста не устраивает, и тогда он по остаточному принципу подает в суд на турагента. А там уже как решит суд. Практика показывает, что иногда, невзирая на все рекомендации Верховного суда, на многостраничные (порой на 30 листах) договора, судьи выносят решения не в пользу турагента», – рассуждает автор поста. «Вся беда в том, что договор с туристом турагент вынужден заключать от своего имени, а не от имени туроператора. И вроде как 132-ФЗ предусматривает заключение договоров от имени и по поручению ТО. Но все ТО этого требования «не замечают», – пишет Александр Иосифян. Коллеги по рознице поддержали Александра, ведь он поднял наболевшую тему: «Туризм – это то, где от тебя ничего не зависит, но ты за всё отвечаешь...», «Спасибо, что озвучили проблему, с этим надо что-то делать». Закон на стороне сильного Действительно, несмотря на то что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает заключение договора от имени и по поручению туроператора, на практике поставщики услуг всеми способами перекладывают финансовую и юридическую ответственность на посредника. Можно ли что-то сделать в этой ситуации? Руководитель Сети ТБГ и «Горячие туры» Олег Мельник считает, считает, что выход есть: «Типовой договор, рекомендованный Минкультом, предусматривает возможность внесения корректировок. Наш юрист постоянно следит за тем, чтобы в договоре не было «белых пятен» и двусмысленностей, чтобы агентам не пришлось отвечать за ошибки туроператоров». Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что отстаивать свои интересы на уровне договоров способны только сильные участники рынка – сетевые объединения, крупные агенты. Обычному независимому агенту трудно добиваться равноправного диалога с юридическими службами поставщиков услуг. Много шума Представители Альянса туристических агентств (АТА) считают, что проблема решается через обращение к регулятору – надо настаивать, чтобы профильное министерство установило контроль за содержанием договоров с турагентами. За нарушения должна вводиться ответственность, вплоть до исключения из реестра. Другой вопрос – прислушаются ли власти к рекомендациям общественной организации. Споры вокруг содержания договоров «туроператор-турагент» идут уже много лет, шуму много, но результат нулевой. Предыдущие попытки внедрить некий эталонный документ оказались неудачными. Причина в том, что де-юре вся ответственность за турпродукт и так возложена на туроператоров. А практика реализации нормы – чиновники адресуют самим участникам рынка. И тут возникает вопрос – могут ли сами турагенты договориться между собой о единых правилах взаимодействия с туроператорами и добиться от них исполнения этих решений? А если всё оставить как есть? Опыт показывает, что лидеры мнений в турбизнесе не имеют опыта совместной общественной работы для достижения общих целей. Более того, есть прецеденты, когда отраслевые ассоциации блокировали инициативы друг друга. По словам юристов, не стоит забывать и про оборотную сторону контроля. Усиление ответственности и без того «зарегулированных» туроператоров приведет к тому, что им придется жестче контролировать круг агентств, допущенных к продажам. А это означает введение депозитов и других фильтров, в том числе квалификационных, которые, вполне возможно, уберут с рынка тех, кто хочет избавиться от лишней ответственности.

Турагенты: хотим работать от имени и по поручению!
© HotLine.travel