Бизнес-класс для столичных гастролеров теперь оплатят зрители

Недавно министр культуры подписал «приказ о гастролях». Среди прочего прописано, каким артистам у нас положено летать бизнес-классом и ездить в вагонах СВ. Вообще-то для актеров, отправляющихся на гастроли, нормально добраться до точки назначения и обратно всегда было большой проблемой. – Всегда надо договариваться детально и подробно: каким классом летишь, автобусом или телегой тебя довезут до аэропорта или вокзала, придется ли шлепать до нужного терминала. Не сделаешь этого – считай, без ног перед спектаклем остался. А тебе ведь два-три часа на сцене стоять. А кому-то нужно еще и танцевать! – делится с нами опытом народный артист России Александр Филиппенко. Новый приказ четко регламентирует: народным артистам больше не о чем беспокоиться, им теперь официально, по закону, должны быть оплачены билеты в бизнес-салон. Речь идет о госпрограмме под названием «Большие гастроли», которые организует действующий под Минкультом Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Конечно, народные артисты и до этого летали бизнес-классом. Просто теперь эта негласная «норма» зафиксирована в документе и театральной дирекции не нужно писать ворох бумажек с просьбами. – И это хорошо! – объясняет нам Кирилл Крок, директор Вахтанговского театра, самого активного участника «Больших гастролей». – Потому что большинство народных артистов, во-первых, в возрасте, и во-вторых, ну не может, например, Сергей Маковецкий сидеть в общем салоне. Потому что весь салон будет просить автограф, снимать на фото и видео, как он кушает или как он спит, и выкладывать в соцсети. Это не вопрос амбиций, это понятие личного пространства. Тут взвыть можно! Заслуженные артисты раньше тоже летали бизнес-классом, но в свежем приказе такая привилегия отсутствует. Это, как пояснили нам в Вахтанговском и в МХТ им. Чехова, внутреннее дело каждого театра. То есть театр может сам доплатить за повышение класса для своего артиста. – Ну как, например, я могу заслуженного артиста Володю Вдовиченкова отправить экономклассом? Никак. И 78-летнему Алексею Глебовичу Кузнецову я не скажу: ну вы давайте 8 часов в экономклассе посидите-ка до Владивостока. Поэтому мы доплачиваем ему сами. Кстати, администрации театров, за исключением директоров, летают в экономе. Проблема с появлением нового приказа образовалась совсем в другом месте. Если раньше федеральный бюджет покрывал все расходы театра на гастроли (гостиницу, питание, перевозки по городу аппаратуры и декораций и т.д.), то теперь это бремя переложено... на зрителя! – При этом раньше было условие, что билеты на гастрольные спектакли Вахтанговского театра в городе N не могут стоить дороже, чем билет на их местный спектакль. То есть можно было посмотреть знаменитую постановку Туминаса «Евгений Онегин» с местами в партере за 500 рублей. Это было здорово. Можно говорить о доступности культуры для каждого. Сегодня эта ситуация изменилась, – заключает Кирилл Крок. – Ну что же, будем работать. Сегодня в приказе написано о том, что цена билета на спектакль столичного театра равна средней цене «на мероприятие в этом театре». А если вчера там пел Стас Михайлов, а позавчера Лолита, то понятно же, каких космических денег стоит этот самый «средний» билет. Две тысячи – минимум. Вот и выходит, что столичные гастроли теперь будет оплачивать местный зритель. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2019 под заголовком «Бизнес-класс для Маковецкого».

Бизнес-класс для столичных гастролеров теперь оплатят зрители
© ИД "Собеседник"