«Попытки властей регулировать перевозчиков заканчиваются плачевно»

Некоторые перевозчики говорят о том, что туристический сезон в Петербурге может быть сорван из-за того, что невозможно получить лицензию вовремя? — Туристический сезон в Петербурге не может быть сорван. Это частное мнение нескольких участников Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы», который собирает подписи под петицией президенту Путину и врио губернатора Беглову о том, чтобы продлить срок лицензирования с 28 июня до конца 2019 года. Их доля в перевозке туристов по Петербургу невелика. Мы не видим никаких проблем в лицензировании. Ограничений на получение лицензий нет. Вы можете просто прийти и сдать документы. Наши перевозчики — крупные организации, автопарк которых начитывает от 40 до 100 автобусов, — не кричат, что все плохо, а работают. Они все документы уже сдали. Кроме того, у тех организаций, которые работаю на рынке долгое время, эти документы уже есть. Каждый год мы проходим определенные проверки. В нашу ассоциацию заказных перевозок Петербурга входят 20 компаний, 15-18 компаний из них уже получили лицензии. Почти 95% наших компаний уже могут работать спокойно. Лицензирование ограничит конкуренцию, как это скажется на рынке? — Когда отменили лицензию в 2013 году, перевозчики возмущались, задаваясь вопросом: «Для чего это было сделано?» Лицензирование упрощало работу, например, на электронных аукционах. Транспортные компании, получившие все документы, вносили в реестр. Заказчик мог оценить способности и конкурентные преимущества этих компаний. Также сразу было понятно, кто является «левой» компанией, у которой нет вообще ничего, даже собственного транспорта. Поэтому для честных перевозчиков лицензирование — благо. Новый закон об организации перевозок — это тоже благо? — Суть в том, что заказные перевозки хоть и выделены, но под их видом работает большое количество нелегалов. Они кость в горле у всех перевозчиков. Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» ввели для ограничения нелегалов. Но пока проблемы возникают только у легальных компаний. Например, везете пассажиров в Новгород, вы обязаны за десять дней подать кучу документов в местное правительство. Они потом должны вам одобрить места стоянок и остановок. Это нелогично для заказных перевозок. Потому что вы приехали к парадной, забрали 20 человек, увезли их, а где они будут обедать — это уже дело третье. Когда принимали 220 закон, было понятно, что он не будет работать в полной мере. И сейчас в него вносят поправки. Возможно, через три-четыре года он станет приемлемым. Могли бы вы оценить долю нелегальных перевозчиков? — Доля нелегалов достигает 70% рынка. Ущерб от их работы огромный. На сколько огромный? — Рынок перегрет нелегалами, а легальный бизнес с каждым годом становится менее рентабельным. Мы, легальные перевозчики, выполняем требования государства, платим налоги, обновляем подвижной состав, но оказываемся неконкурентоспособными, так как наши затраты выше, чем у нелегалов, которые ничего этого не делают. Нелегалы сегодня возят по ценам пятилетней давности. При этом рынок не растет. Его емкость такая же, как и в прошлом году. Может быть, плюс-минус 1%. Многие легальные компании не выдерживают ценовой конкуренции и усиления государственного давления, уходят с рынка. На прошлой неделе я встречался со своими знакомыми, которые тоже занимаются перевозками. Так вот, трое из пяти закрылись. Они работали по 5-10 лет. Некоторые не видят смысла работать в этой сфере, так как считают требования властей непреодолимым препятствием. Многие государственные инициативы для нас заканчиваются плачевно. Например, раньше возле гостиницы «Октябрьская» напротив Московского вокзала останавливались такси (автобусы), на которых люди ездили в Финляндию. У них был нормальный график. Они существовали очень долго, но в какой-то момент им уменьшили разрешения, так власти попытались отрегулировать это направление. Закончилось все тем, что часть перевозчиков перешла на машины меньше восьми мест, у которых не требуют ни лицензии, ни контроля. Другим дали возможность открыть новые направления, но по экономическим причинам, эти маршруты не выдержали конкуренции и закрылись. Вы говорите, рынок не растет, а Чемпионат мира не прибавил клиентов? — Прошлый год был провальный. Весь туристический бизнес связан с количеством приезжающих людей. С точки зрения турбизнеса болельщики, которые приезжали в Петербург на Чемпионат мира по футболу, не имеют никакой ценности. Они прилетели на самолете, чтобы выпить пива и посмотреть футбол. Часть транспорта была задействована на этих вещах, но не большая. А в связи с тем, что цепочки, которые поставляли небольшие группы туристов были прерваны. Из-за чемпионата был ограничен въезд туристических групп. Мы не смогли переориентироваться, так как город был закрыт для транспорта. Прошлый год был минусовый. В этом году будет лучше? Нет особых причин для оптимизма. Когда некоторые горячие головы говорят об увеличении турпотока на 20-30%, мы понимаем две вещи. Во-первых — пропускная способность петербургских достопримечательностей, например, Эрмитажа, который по заполняемости уже на пределе. Во-вторых — пропускная способность гостиниц. В этом году, можно сказать, уничтожили, практически все хостелы, которые играли большую роль в туристической сфере. Есть куча туристических групп и компаний, которые были с ними в одной связке. Большая часть петербургских хостелов — достойные места, где с удовольствием останавливались иностранцы. При этом большого количества строительства в центре города мы не видим. Если многие хостелы закроются, то куда приедут туристы? Так что не вижу причин для оптимизма.

«Попытки властей регулировать перевозчиков заканчиваются плачевно»
© МетаГазета