Ещё

Алатырь вместо Афона 

Фото: HotLine.travel
Русский город в Чувашии хочет стать центром паломнического туризма
Алатырь — небольшой город в Чувашии, о котором за пределами республики и соседних областей пока знают не все. Однако есть немало паломников, готовых приехать с одной целью — посетить Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Чем он знаменит, при чем тут Афон и что увидит в городе обычный турист? Об этом — в репортаже .
Большого интереса к теме паломнического туризма я ранее у себя не замечал. Но, как говорят журналисты, подоспел информационный повод. В конце прошлого года разорвала отношения с Константинопольским патриархатом, под юрисдикцией которого находятся монастыри греческого Афона, а также многие церкви на Крите и Родосе. Совместные молитвы и таинства для мирян оказались под запретом, не говоря уже о визитах священнослужителей. И хотя в Греции по-прежнему ждут паломников из России, на горизонте замаячило импортозамещение церковных турпотоков.
Так совпало, что на тему паломнического туризма я разговорился на встрече выпускников географического факультета с моим сокурсником, религиоведом . Он то и посоветовал поехать к святым местам в России, пообещав протекцию по православным каналам. «Поезжай в Алатырь! Сделаешь репортаж!» — убедительно нашептывал Роман. Название города мне ничего не говорило. Однако, по утверждению Романа, именно Алатырь и его Свято-Троицкий монастырь наряду с признанными центрами паломничества в России заслуживает внимания православных туристов.
И вот я уже сижу в купе поезда Москва — Чебоксары с билетом до станции с липким названием Шумерля. Для москвича маршрут считается оптимальным. Вместо того чтобы ехать 12 часов за рулем, ночью вы садитесь в вагон на Казанском вокзале, утром выходите, а там рукой подать до Алатыря — 90 км.
В моем случае было даже проще. Меня встретили прямо у вагона — седой монах, отец Никита, и совсем еще молодой помощник диакона . Оставшиеся до монастыря километры мы преодолели в черном внедорожнике Volvo. «Люди жертвуют», — объяснил отец Никита.
По пути беседуем про город и обитель. Алатырь был основан в XVI веке согласно воле Ивана Грозного, когда служивые люди ходили воевать Казань и остро нуждались в приграничном опорном пункте. Якобы царь дал слово — если победа будет за ним, быть в Алатыре монастырю. Так оно и вышло. Обители покровительствовал один из самых почитаемых подвижников церкви — святой Серафим Саровский. А широкую известность монастырь получил благодаря схимнику Вассиану, у могилы которого по легенде происходили исцеления. Расцвет монастыря пришелся на XIX век, но в 1906 году случился общегородской пожар и обитель сгорела. Почти сразу после восстановления, в 20-е годы ее закрыли. На территории чего только ни делали — лыжи, махорку, окна и даже баяны… В итоге церкви монастырь вернули в совершенно «убитом» виде. В 1995 году взгляду первого настоятеля, архимандрита Иеронима, предстали лишь голые стены.
Отец Иероним к тому моменту успел пожить на Святой земле в Израиле, несколько лет провел в монастыре на Афоне и, вполне возможно, продолжил бы служение в другом известном месте. Но по благословению митрополита его пригласили в Алатырь. Там он проявил недюжинный талант управленца, и всего за несколько лет обитель преобразилась.
В Алатыре результат монашеского труда виден сразу: в городе 22 храма, над которыми доминирует огромная колокольня монастыря. Высота — как у московского Ивана Великого, 81 метр! Монолитную конструкцию легко могли сделать еще выше, но в Алатыре благоразумно решили не затевать архитектурный спор со столицей. Выделились иначе. Звонницу оснастили 14 колоколами, в том числе 18-тонным гигантом из Златоуста, красивыми часами и даже лифтом.
Иероним обладал еще и даром провидения. «Бывало, зайдет к нему человек, а батюшка ему сразу всё про него и расскажет», — утверждают монахи. Так и потянулись люди в Алатырь. Кто за советом, а кто — и душу спасать. Некоторые даже перебрались в город насовсем, чтобы быть ближе к духовному отцу. Многие стали здесь священниками.
Нашлись и влиятельные лица, которые помогали монастырю чем могли. Когда Иероним скончался в 2013 году, людской поток не иссяк.
Уже по прибытии в монастырь в этом убедился я сам. Несмотря на дождливую погоду, у могилы алатырского старца зажигали свечи паломники.
По словам нынешнего настоятеля монастыря, епископа Алатырского и Порецкого Феодора, с которым мы побеседовали в тиши монастырской трапезной, в Алатырь приезжают и те, кто лично знал Иеронима, и просто паломники. Прошлым летом по линии Россотрудничества обитель посетила первая международная делегация православной молодежи. Кроме того, миссионерский отдел работает с группами от предприятий, а также организует паломнические поездки к святым местам в другие регионы. А вот с туристическими компаниями сотрудничество пока как-то не ладится.
«Странные они. Спрашивают, какой мы хотим процент», — говорит епископ с легкой улыбкой. Для монастыря ведь главное, чтобы люди приехали. Ну а что касается денег — гости купят что-то в лавке, и то ладно.
Кстати, монастырь оказался единственным местом в городе, где мне удалось обнаружить сувениры. В музее, который находится на нижнем этаже колокольни, можно не только увидеть личные вещи Иеронима, фотографии об истории восстановления обители, но и приобрести календарики, ручки и т. д.
Желающим подняться на колокольню предстоит проделать долгий путь по ступенькам. Кое-где лестница очень узкая и абсолютно лишена света: пришлось подсвечивать путь телефоном. Зато удовольствие абсолютно бесплатное. Наверху можно осмотреть не только окрестности, но и хитроумный педальный механизм, который приводит в действие колокола. Охотников понажимать на педали предостерегает табличка. Видимо, были случаи!
Мне повезло. Несмотря на пасмурную погоду, вдруг выглянуло солнце, и я успел насладиться панорамой с разным освещением. Сверху видно, что территория монастыря поддерживается в идеальном состоянии. Дорожки вымощены, кругом разбиты цветники, есть даже фонтан и домик с ручной белкой. Я поймал себя на мысли, что такую же идеальную чистоту можно встретить разве что в армии.
Иероним принес в монастырь не только порядок. По старой афонской традиции некоторые службы проводятся по ночам. Отстоял одну и я. Правда, по благословению настоятеля, был занят не молитвами, а работой с фотокамерой.
На следующий день после службы мне представилась возможность погулять по Алатырю. К сожалению, за воротами монастыря открывается безрадостная картина. Брошенные дома с пустыми окнами-глазницами, пепелища, разбитые дороги с замусоренными обочинами. Работы в городе мало, поэтому люди уезжают. Если 20 лет назад в Алатыре проживало 47 тысяч человек, то сейчас всего 35 тысяч.
Следы запустения повсюду. Иногда видно, что хозяева взялись строить новый дом, но почему-то бросили.
Некоторые живут в старых деревянных бараках. Но не забывают о благах цивилизации.
Гуляя, я быстро пришел к выводу, что показывать гостям пока можно только храмы, благо в городе их около 20 и почти все они уже приведены в надлежащий вид. Везде проводятся службы. Верующих немало.
Из светских объектов интересен местный краеве