Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Как турагент пытался нажиться на клиенте под предлогом краха «Натали Турс»

Случай из практики юриста

Как турагент пытался нажиться на клиенте под предлогом краха «Натали Турс»
Фото: HotLine.travelHotLine.travel

Туроператоры-банкроты портят репутацию рынка, а турагентства безвинно страдают, да еще суды стремятся переложить на них финансовую ответственность перед потребителями. Наверняка вы не раз читали такие истории в СМИ. Но бывает и по-другому. Юрист рассказала TourDom.ru, как одна розничная турфирма пыталась незаконно заработать 1000 € на крахе «Натали Турс» и что из этого вышло. (Имя клиентки и название турагентства изменены.)

Видео дня

Симпатичный «Делец»

Летом 2018 года хотела отдохнуть с подругой на испанском курорте Коста-Дорада и приобрела в московском агентстве «Делец-Трэвел» путевку от «Натали Турс». В пакет стоимостью 130 200 руб. на двоих входили следующие услуги: авиаперелет Москва – Барселона – Москва, проживание в отеле Las Vegas Salou 4* с 15 по 22 августа, питание полупансион, трансферы, страховки, визы.

10 июня был заключен договор, клиентка полностью оплатила поездку, а «Делец-Трэвел» забронировал для нее тур и чуть позже сообщил: 15 июня денежные средства перечислены туроператору (ООО «Панорама Тур» – юрлицо «Натали», через которое шли основные продажи).

Но планы на отдых сорвались: 4 июля «Делец-Трэвел» проинформировал Аллу Кузнецову о том, что «Натали Турс» аннулирует все брони с этого дня вплоть до 30 сентября. Клиентка потребовала в полном объеме вернуть средства, уплаченные по договору о реализации турпродукта. «Делец-Трэвел» ничего отдавать не стал, заявив, что вся сумма – 130 200 руб. – была перечислена в «Натали», с которой и надо взыскивать ущерб.

7 июля Алла Кузнецова направила туроператорской компании требование о возврате денег, ответа не последовало, и в августе она обратилась в суд. А в начале сентября, когда «Панорама Тур» (она же «Натали») была приказом исключена из Федерального реестра туроператоров, туристка направила ее страховщику – – заявление о выплате средств по фингарантии.

1000 € – в карман турагенту

В «Ингосстрахе» работают люди опытные, разных махинаций повидали много. Поэтому они потребовали от Аллы Кузнецовой предоставить копию платежного поручения, подтверждающую, что турагентство перечислило туроператору деньги за тур в полном объеме.

Юрист Елена Баринова обращает внимание: ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ст. 17.5) четко устанавливает перечень документов, которые турист должен предоставлять в страховую компанию для получения выплаты по фингарантии. И никакие подтверждения платежей от турагента туроператору в этом перечне не упомянуты. Более того, в законе сказано, что страховщик или другой гарант не вправе требовать от потребителя иных документов, кроме предусмотренных в ст. 17.5.

Таким образом, запрос «Ингосстраха» о предоставлении платежного поручения можно было бы оспорить. Но именно он позволил выявить следующий факт: «Делец-Трэвел» перечислил в «Натали Турс» не все деньги, полученные от клиентки за тур, а меньше половины – только 60 000 руб. Именно такая сумма значится в платежном поручении № 1248 от 15.06.2018 г. (На этом основании «Ингосстрах» выплатил компенсацию по фингарантии лишь частично.)

Скорее всего, оставшиеся 70 200 руб. турагент собирался перечислить туроператору ближе к вылету клиентов на отдых, но передумал, когда стало известно, что все брони «Натали» аннулируются и компания вот-вот прекратит деятельность.

Вместо отдыха – суд

6 сентября 2018 года, после неоднократных требований Аллы Кузнецовой под угрозой обращения в , «Делец-Трэвел» все-таки вернул ей 70 200 руб. Но клиентка на этом не успокоилась. Она была возмущена, что в течение двух месяцев турагент вводил ее в заблуждение и незаконно пользовался принадлежащими ей денежными средствами. Если бы хоть половину стоимости сорванного тура удалось вернуть в июле, то Алла Кузнецова и ее подруга могли бы провести летний отпуск за рубежом, пусть и с меньшим комфортом, чем изначально планировали.

Было решено наказать обманщика в судебном порядке.

Ранее, при первоначальном обращении в суд, Алла Кузнецова, не зная деталей, просила взыскать всю стоимость поездки с туроператора. Но когда вскрылись махинации «Дельца», она уточнила свои требования и потребовала:

– Взыскать с турагента неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств по договору в размере 44 928 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. Всего: 94 928 руб.

– Взыскать с турагента за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд первой инстанции в этих требованиях истице отказал. На данном этапе к делу подключилась юрист. Обычно Елена Баринова выступает на стороне профессиональных участников рынка, на ее счету 25 дел только по «Натали Турс», по итогу которых розничным турфирмам удалось избежать убытков. Но в данном случае юрист была уверена, что справедливость – на стороне потребителя.

При содействии Елены Бариновой клиентка обжаловала решение Никулинского суда, и апелляционная инстанция частично удовлетворила ее требования. С турагентства было решено взыскать: неустойку в размере 37 908 руб., компенсацию морального вреда – 5000 руб. и штраф – 21 454 руб.

Итого: «Делец-Трэвел» не только был вынужден отдать 70 200 руб., которые пытался присвоить, но еще и доплатит 64 362 из своего кармана.