Ещё

Как Кострома зарабатывает на Снегурочке 

Как Кострома зарабатывает на Снегурочке
Фото: Российская Газета
Не легендой единойПервыми к образу Снегурочки в Костроме обратились частные инвесторы, которые в 2003 году зарегистрировали бренд «Берендеева Снегурочка», а в 2011-м официально оформили «Терем Снегурочки» и защитили авторские права на свои сказочные сценарии. Вслед за предпринимателями о ценности сказочного туризма заговорили городские власти. В 2004 году по заказу администрации города появилась первая программа развития бренда «Костромская Снегурочка», а в декабре 2013-го в областном центре открылся муниципальный проект «Резиденция Костромской Снегурочки». Такое «размножение» зимних красавиц на территории одного города привело к спорам между владельцами «сказочных» брендов и битвам за туриста. В 2014 году ситуация обострилась настолько, что дело дошло до взаимных публичных претензий. К счастью, сторонам удалось найти точки соприкосновения, и вскоре приезжающим в Кострому туристам стали объяснять, что в тереме Снегурочка живет, а в резиденции — работает. По мнению властей, мирное решение проблемы с брендом «Снегурочка» пошло на пользу городу. Если в 2015 году Костромскую область посетили 887 тысяч туристов, то в 2016-м — уже 921,8 тысячи, в 2017-м — 955 тысяч, а в конце 2018 года в Костроме торжественно встретили миллионную гостью, которой стала жительница Дубны Ирина Сажина. Ей торжественно вручили сертификат на бесплатное посещение всех костромских музеев и культурных объектов в 2019 году. Среди составляющих успеха Костромы на туристическом рынке эксперты называют не только красивую сказку, но и весьма заметные усилия властей, поддерживающих частные вложения в новые музеи, отели и кафе. За последние пять лет инфраструктура гостеприимства в Костромской области расширилась более чем на 40 процентов. В 2013 году в регионе насчитывалось около 90 гостиниц и прочих мест размещения, фонд из 2447 номеров был рассчитан на одновременное расселение шести тысяч туристов. Сейчас количество отелей, баз отдыха, профилакториев и гостевых домов в регионе выросло до 130. Номерной фонд превысил 3000 комнат. Если в 2016 году в гостиницах региона останавливался каждый седьмой приезжающий в область турист, то в 2017-м — каждый третий. Благодаря развитию событийного туризма, созданию инфраструктуры и новых маршрутов за пять лет число гостей, посещающих регион, выросло на треть, а налоговые поступления от туристической деятельности увеличились на 25 процентов, превысив сумму в 898 миллионов рублей. Очередь за счастьемИдея помочь российским регионам заработать на сказке пришла в голову столичному специалисту по связям с общественностью . Понаблюдав за успешной раскруткой на Вологодчине резиденции Деда Мороза, Козловский выступил с идеей создания «Сказочной карты России». К разработке проекта он пригласил историков, краеведов, исследователей мифов и былин. С их легкой руки в Курской области поселился Соловей-разбойник, под Калугой — птица Гамаюн, Тверская область пригрела Кощея Бессмертного и Змея Горыныча, в Туле появился Левша, в Рязани — Добрыня, под Владимиром — Илья Муромец. Пожалуй, самой «урожайной» на сказочные бренды оказалась Ярославская область, ставшая «родиной» Бабы-яги, Алеши Поповича, Емели и Щуки, Топтыгина, Царя Берендея и многих других персонажей. В Курской области поселился Соловей-разбойник, под Калугой — птица Гамаюн, на Тверской земле — Кощей БессмертныйПо мнению Сергея Ступакова, директора костромского «Терема Снегурочки», секрет популярности волшебных брендов в том, что вне зависимости от возраста всем хочется верить в сказку. — Мы изучали опыт Великого Устюга и поняли, что подобное возможно и у нас, — рассказал Сергей Ступаков. — Затем проекты стали появляться, как грибы после дождя. Среди них есть очень интересные — например, Марья Искусница в Суздале. Прекрасно работают в Юже, Казани, Удмуртии, Мышкине… Люди едут за эмоцией, настроением и гостеприимством. Они готовы за это платить. Музей не только хранилище древностей, это место, где можно дарить счастье гостям. А кому это делать, как не сказочному герою? На мой взгляд, это тренд нашего времени. Сказка — это всегда живая история, она привлекает людей. Волшебники на гастроляхВ предыдущие годы наряду с главным Дедом Морозом страны поздравить костромскую Снегурочку с днем рождения приезжали зимний волшебник Ямал Ири из Салехарда, казачий Дед Мороз из Гатчины, молодой морозец Паккайне из Карелии, Кикимора вятская и десятки других персонажей. Сейчас количество волшебников-гастролеров заметно уменьшилось. Одни связывают это с недавно произошедшим расколом между отдельными участниками «Сказочной карты», другие объясняют чисто экономическими причинами. В этом году дорогу до Костромы осилили немногие: российский Дед Мороз из Великого Устюга, Тол Бабай из Удмуртии, Василиса Премудрая из Ивановской области, романовская Овечка из Тутаева, Царь Берендей из Переславля-Залесского, Девица Метелица из Вятских Полян, Алеша Попович из Ярославля и Мороз Добродеевич из Ленинградской области. — Число регионов на «Сказочной карте России» достигло уже трех десятков, а количество героев перевалило за 45. Число событий и приглашений растет. Поездка в другой регион — это как минимум три дня отсутствия героя у себя дома: день туда, день на мероприятии, день обратно. А деньги зарабатывать в это время кому? — размышляет создатель «Сказочной карты России» Алексей Козловский. Но увлечение сказочной героиней разделяют не все. По мнению директора туристической компании «Водолей» Ларисы Пухачевой, при всей популярности сказочных брендов туроператоры все же не делают на них основной ставки. — На мой взгляд, главные достопримечательности и бренды Костромы — это все же не Снегурочка, а скорее — Ипатьевский монастырь, сыр, музеи деревянного зодчества и городского головы, — убеждена Лариса Пухачева. — К тому же ранняя весна с грязным снегом и лужами — не лучшее время для «Дня рождения Снегурочки». Отмечать такое событие было бы логичнее зимой, вместе с фестивалем снежных фигур. Люди охотнее бы ехали. Сказка — это хорошо, но не стоит забывать и о городской инфраструктуре: следует организовать торжественную встречу первых теплоходов, привести в порядок пришедшую в плачевное состояние беседку Островского, активнее участвовать в туристических выставках и больше рассказывать людям о том, что еще можно посмотреть у нас. Впрочем, создатель «Сказочной карты России», несмотря на сложности, оптимизма не теряет. — Для многих территорий сказка — это хороший шанс заявить о своем регионе, — убежден Алексей Козловский. — Например, в Удмуртии резиденцию Тол Бабая построили в поселке, где живет всего четыре тысячи человек. Сейчас там появилась инфраструктура для круглогодичного проведения праздничных мероприятий. Нельзя недооценивать сказку! Отталкиваясь от сказочного героя, можно рекомендовать путешественникам, что еще можно посетить — исторические музеи или что-то еще. Для любителей событийного туризма есть не только «Сказочная», но и «Вкусная карта России». В Твери можно отведать пожарских котлет, во Владимире — калач, а в Камышине — посетить арбузный фестиваль. Справка РГПо данным администрации Костромской области, сегодня доля туризма в региональном продукте составляет 1,4 процента. В 2018 году из ведения департамента культуры сферу туризма в Костроме передали в департамент экономического развития. Власти посчитали, что благодаря новым подходам к работе развитие отрасли пойдет быстрее.
Видео дня. Когда Краснодарский край примет туристов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео