«Дружественные пароли»: какие схемы применяют турагенты

Розница обсуждает варианты действий в условиях сокращения комиссии В преддверии летнего сезона вслед за «Пегас Туристик» ставки вознаграждения своим розничным партнерам снизил ANEX Tour. Это означает, что по всему рынку прокатится волна сокращения размера комиссионного вознаграждения. Тема стала предметом острого обсуждения в профессиональной среде. «Не успели порадоваться отмене промотарифов, как получили сокращение комиссионных», – эмоционально прокомментировал ситуацию в группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке один из участников. Тем не менее многие агенты бодрости духа не теряют – выход найдется. Другое дело, какие дополнительные риски ложатся на плечи розничных компаний, которые проявляют творческий подход к вопросам эффективности своего бизнеса. Снижение комиссии особенно болезненно для небольших независимых турагентств. На консолидацию объемов через центры бронирования многие теперь смотрят с опаской – ещё не стёрлись из памяти последствия прошлогодних крахов Polar и «РоссТура». Поэтому участники сообщества не исключают возрождения на рынке некогда популярной схемы «дружественных паролей». Ее суть такова: доверяющие друг другу агентства работают с туроператором через аккаунт одного из них. Объемы, а значит, и комиссия у компаньонов растут. Модель можно расширить. Например, каждый из участников такого неформального объединения заключает договор с одним-двумя поставщиками туруслуг. Тот, у кого контракт с определенным туроператором, бронирует его туры для всех остальных – от своего имени. На первый взгляд, такое «сотрудничество на доверии» выглядит вполне привлекательно. Однако и риски чрезвычайно высоки, предупреждают эксперты. «Держатель аккаунта берет на себя всю ответственность за действия своего неформального партнера. Если тот, например, аннулирует заявку, придется платить за него штраф туроператору. И потом лишь надеяться, что коллега добровольно вернет деньги, ведь юридические отношения с ним не связывают», – приводит аргументы Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый слон». Эксперт вспоминает историю, когда из-за подобного конфликта напрочь разрушились отношения двух сестер. У каждой было своё турагентство, они обменивались паролями туроператоров, очевидно, в расчете на то, что родственники друг с другом всегда договорятся. Но в какой-то момент произошло недопонимание с переходом на личности, сестры рассорились в пух и прах. Впрочем, вероятные штрафы за коллег – еще не самое неприятное, что может случиться. Ведь порой недобросовестные турагенты вовсе исчезают, собрав средства клиентов. При работе через «дружественные аккаунты» с них взятки гладки – отвечать придется тем, через кого покупались туры у туроператоров, добавляет руководитель туристической компании «ТриАтур» Анна Цицулина. Неформальные объединения турагентов предполагают запредельный уровень взаимного доверия его участников. «Тот, у кого договор с туроператором, получает доступ к клиентским базам всех остальных своих партнеров. Где гарантия, что он не поддастся соблазну воспользоваться контактами чужих туристов, чтобы работать с ними самому?» – задает риторический вопрос Юлия Круглова, гендиректор сети турагентств «География». О правовой стороне такого сотрудничества говорить не приходится. В случае претензий со стороны туристов спрос будет с того турагента, у которого заключен договор с туроператором. «В суде никакие ссылки на неформальные партнерские отношения не принимаются. Отвечать перед туристом придется компании, которая официально приняла у него деньги за забронированный тур», – поясняет основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. А как считаете вы: есть будущее у практики обмена паролями туроператоров? Примите участие в нашем опросе.

«Дружественные пароли»: какие схемы применяют турагенты
© HotLine.travel