Тени на крыше мира

Гималайские портеры, незаметные люди, без которых не состоялась бы добрая часть исторических восхождений. Гималайские портеры, незаметные люди, без которых не состоялась бы добрая часть исторических восхождений. Уже более века люди пытаются, как они сами говорят, «покорить» Гималайские вершины, собрать коллекцию пиков, на которых они побывали, а не успев взойти на вершину в числе первых, пытаются сделать это с неизведанной раньше, неприступной стороны. Кто-то посвящает этому всю свою жизнь, для других альпинизм — это способ доказать себе и другим, что они могут больше и выше, чем остальной мир. Тем, кто хотя бы раз побывал на Гималаях или интересуется ими, наверняка знакомо слово «портер». Очень часто восхождение становится первым и последним, и тот единственный подъем по узким извилистым тропам, куча неумелых, но, как тогда казалось, шедевральных фотографий и непривычное позвякивание снаряжения навсегда откладываются в памяти и становится событием номер один. Мало кто потом вспоминает людей, которые шли вместе с вами и несли сотни килограмм вещей, без которых вы бы просто не смогли прожить те несколько дней в Гималаях. Этих смуглолицых и низкорослых крепышей всех без разбора называют шерпами, но это примерно то же самое, что называть всех нелегальных гастарбайтеров — таджиками. Подсчет восхождений, совершенный портерами, никто не ведет, их имен никто не знает, а если и знают, то не запоминают, про портеров не говорят в новостях, а если и говорят, то в контексте гибели известного альпиниста или примерного количества носильщиков, поднимающих его груз. Один из народов, живущих в Гималаях, первый научившийся зарабатывать на жизнь восхождениями — это шерпы. Именно из-за силы и выносливости этих людей, шерпами стали называть всех горных носильщиков. Маленькие люди, живущие в больших горах, даже не думающие преподносить свою жизнь как подвиг, но при этом в огромных количествах погибающие в скальных завалах и под толщами лавин, неся вперед чужие рекорды и славу. Удивительно, но первой связке, поднявшейся на Эверест, был именно портер. Как ни странно, своим звездным восхождением непальский шерпа Тенцинг Норгей обязан английской королеве. Именно в честь ее коронации была организована английская экспедиция в мае 1953 года, результатом которой стали первые следы человека на самой высокой точке мира. И этими людьми были Тенцинг, наемный носильщик, и Эдмунд Хиллари, профессиональный альпинист. В последствии непальский портер стал народным любимцем, завершил свои восхождения и даже создал Гималайский институт альпинизма (ГИА). Это был первый и, вполне возможно, последний случай, когда простой носильщик прославился на весь мир. Тенциг Норгей Портер, альпинист. Вместе с Эдмундом Хиллари совершил первое успешное восхождение на Эверест «Я счастливый человек. Далеко не всем шерпам так везло, как мне, многие из них погибли от болезни или во время несчастных случаев в горах». Другие шерпы, кому не удалось засветится, продолжили свои «коммерческие восхождения» пока однажды не погибли под лавиной или окончательно не состарились. К слову, на туристических маршрутах большинство портеров впервые ступают на тропу бесконечных спусков и подъемов, едва достигнув 15-16 лет. При виде шагающих подростков с 50-килограммовыми грузами за спиной невольно начинаешь задумываться о крутости своего восхождения, ну и, конечно, о справедливости мира. Начинают заниматься подъемами, как правило, без какого либо специального снаряжения, а на трековых маршрутах — иногда даже в резиновых шлепанцах. Более или менее хорошая обувь — признак обеспеченного портера, а трекинговые ботинки — неправдоподобная роскошь. На высокогорных маршрутах цена портера зависит не только от его подготовки, но и от одежды и снаряжения. Если у нанятого носильщика нет необходимой обуви и теплой одежды, это проблему обязан решить человек, который его нанял. Поэтому для серьезные экспедиций стараются нанимать уже бывалых и во всех отношениях подготовленных портеров. Система переноски грузов гималайских портеров отточена веками. На «пеших» маршрутах на подходе к заснеженным вершинам среди навьюченных яков и мулов можно встретить носильщиков с грузом, превышающим самих бедолаг и по размерам, и по массе. Основным снаряжением этих портеров является корзина, но удивительна не столько она, сколько отточеная веками система переноски грузов. Основной вес ноши, загруженной в корзину приходится на голову, а точнее, на лоб носильщика, на который накидывается широкая лента, никаких привычных западным людям лямок и поясов. В верхней части нагруженной корзины есть две веревки, за которые портеры «держат» груз в особенно сложных участках. Вторым и, пожалуй, не менее важным помощником служит Т-образная короткая палка. Форма и длина этого нехитрого инструмента выбрана далеко не случайно. Согнувшийся под тяжестью портер опирается на нее не только во время перехода, но и во время «привала». В ковычках, потому что эти люди отдыхают стоя, уперев палку в специальную выемку внизу корзины. Получившийся таким образом упор позволяет останавливаться даже в самых непригодных для привала местах. Короткая передышка, и подъем продолжается. О том, что угнаться на туристической тропе за нагруженным 50 кг грузом коротышкой-шерпом крайне сложно, а обогнать практически невозможно, вы наверное уже догадались. Есть даже такая бородатая шутка про то, что добравшись до очередного привала туристы всегда встречают там развернутый лагерь и скучающих портеров. Кому как не людям, выросшим в этих краях, знать о том, как следует подниматься. Груженые шерпы ходят небольшими шажками по очень извилистой траектории, стараясь очень экономно рассчитывать свои силы. Медленно, без остановок для фотографирования окружающих пейзажей, низко склонившись к тропе эти люди поднимают свою тяжеленную ношу практически не меняя темп. Одним из самых посещаемых мест в Гималаях является южный базовый лагерь Эвереста. Помимо экспедиций, собирающихся на самую высокую точку планеты, ежегодно на высоту 5364 метров поднимаются тысячи горных туристов со всего мира. Соответственно, все необходимое для этих людей поднимают шерпы. Но помимо подъемов тяжеленных грузов гималайские шерпы выполняют еще множество самой разной работы. Наиболее подготовленные шерпы часто берут на себя обязанности горных гидов, выступая уже в роли проводника, а не просто носильщика. Многие шерпы занимаются более тяжелой и технической работой по обеспечению восхождений экспедиций, например, провешивания перил, установка и сворачивание промежуточных лагерей на всех этапах восхождения. 3 мая 2012 произошло очень значимое событие для всего Непала — Национальную ассоциацию горных гидов Непала включили в состав Международного союза IFMGA. Проще говоря, с людьми, без чьих усилий не было бы никакой истории гималайского альпинизма, теперь будут официально считаться. И со временем понятие «шерпа» будет восприниматься не как носильщик и подсобный рабочий, а полноценный горный гид. + Видео-нарезка с восхождения на Эверест 2008 года для вдохновения В сентябре того же года Министерство внутренних дел Непала обязало всех иностранных туристов и альпинистов, путешествующих в горах, нанимать в сопровождение минимум одного горного гида, регистрировать каждого, а так же была установлена минимальная оплата в размере 10 долларов в сутки. Решение было принято из-за участившихся случаев гибели или пропажи иностранцев на территории национальных парков Непала. Как говорится нет худа без добра.

Тени на крыше мира
© Birdymag.ru