Турпоток в Сочи растёт ежегодно

Мэр Сочи Анатолий Пахомов в эксклюзивном интервью News.ru рассказал, почему в городе нет свалок и безработицы, какие изменения ждут туристов и жителей в ближайшее время, ценах на отдых этим летом и о тротуарной плитке из мусора. — Анатолий Николаевич, приступил ли Сочи к реализации нацпроектов? Какие изменения ждут город в ближайшее время? — Мы находимся в процессе реализации нацпроектов. У каждого нацпроекта есть подпрограммы, которые уже начали действовать. Например, «Комфортная среда». По этой программе мы построили четыре сквера и парка, набережную по реке Мзымта — в прошлом году начали делать, в этом году закончим. Плитку уже положили, теперь обустраиваем другие территории. Что касается проекта «Умный город», который реализуется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда», то мы являемся участниками пилотного проекта. С 1 июня у нас заработает мобильное приложение о туристической инфраструктуре города, то есть человек, который к нам приедет, нажав на кнопочку своего телефона, узнает, где какие рестораны находятся — их всего у нас 1450. Сможет выбрать для себя объект размещения, экскурсионную поездку и так далее. Более того, в автобусах с 1 мая полностью безналичная оплата, то есть по карточке. Что касается проекта «Безопасные дороги», только в этом году на ремонт и строительство новых дорог в городе выделено 830 млн рублей. С мая по октябрь построим и отремонтируем 66 улиц. Но этот нацпроект будет длиться пять лет, то есть мы освоим только на ремонте и строительстве дорог более 4 млрд рублей, что, конечно, приведёт в первую очередь к безаварийной работе нашего транспорта. И таких примеров можно приводить ещё много. Также если говорить о проекте «Долголетие», то тоже у нас эта программа работает. Например, реализуется программа для пенсионеров «10 тысяч шагов», кроме того, «Активное долголетие». В наших домах культуры, в городском собрании по выходным проходят мероприятия для людей пенсионного возраста, они танцуют и занимаются спортом. К реализации остальных нацпроектов мы приступаем, отрабатываем. — Есть ли проблемы с реализацией каких-либо нацпроектов? — Проблемы всегда будут. Это и есть работа. Например, пока ещё деньги не поступили, нужно чтобы они поступили как можно быстрей. Чем быстрей они придут, тем быстрей они начнут осваиваться. — Президент поставил задачу перед регионами разобраться с накопленными отходами, ликвидировать наиболее крупные залежи мусора. Как в Сочи обстоят дела со свалками и переработкой мусора? — К Олимпиаде мы перешли на форму «0 отходов» — это значит, что все отходы на территории Большого Сочи не захораниваются. У нас следующая схема: мы собираем мусор с контейнерных площадок, везём, перегружаем его и перевозим аж за 320 км на полигон. Поэтому в городе свалок нет. Также в течение полугода мы внедряем систему раздельного сбора мусора. Первый этап был в прошлом году — в санаторно-курортной части, сейчас — среди населения. Везде установлены дополнительные контейнерные площадки. — А кто разработал проект по созданию тротуарной плитки из отходов, которой устелены некоторые дорожки в центре Сочи? — У нас 17 малых предпринимателей собирают и перерабатывают мусор. Это было их предложение. В принципе, идея неплохая, но мне кажется, что пока не для Сочи. Внешний вид не для центра города. Но она пойдёт для наших сёл, для удалённых территорий, мы её будем применять. Они также уже начали перерабатывать шины, делать для спортивных и детских площадок настил. И они предложили сделать тротуарную плитку. Мы выделяем для бизнеса земельные участки, чтобы он на них строил заводы по переработке. Возможно, на этих участках у предпринимателей появится что-то для создания новой продукции. — Считается, что одной из самых непростых задач, которые сейчас стоят перед регионами, является снижение безработицы. В Сочи уровень безработицы один из самых низких в ЮФО. Как удаётся достичь таких показателей? — У нас в основном малый и средний бизнес, который создаёт для себя рабочие места. Город стал круглогодичным курортом. Даже в советское время он работал только 4 месяца. Сейчас работаем круглый год за счёт того, что появились курорты Красной поляны, за счёт того, что санаторно-курортный комплекс начал работать. Правительство Российской Федерации подправило налоговый кодекс и сегодня по 50 тысяч работодатели могут тратить на своего работника с целью его оздоровления (работник может получить 50 тысяч рублей на отдых в России за счёт работодателя — прим. News.ru). Это всё способствует тому, что у нас зимой и осенью есть отдыхающие. Они здесь отдыхают, лечатся, и, естественно, в течение года у нас появились рабочие места в санаториях. Кроме того, к Олимпиаде было построено 49 объектов размещения. Те же самые казино появились. В одном казино только 1500 рабочих мест. К тому же, из других регионов к нам приехали 150 тысяч человек дополнительно на работу. — Сколько денег в бюджет принесли казино? — Для города это только налог на физических лиц, то есть налог с заработной платы. Естественно, что любое дополнительное рабочее место — это дополнительные деньги в бюджет. Поэтому мы очень рады тому, что у нас увеличилось количество рабочих мест. В принципе, во время подготовки к Олимпийским играм у нас работали порядка 100 тысяч рабочих строительных профессий. Они закончили работу и уехали, а теперь появилось большое количество рабочих мест в другой сфере — в сфере услуг, транспорта и т.д. — После Олимпийских игр к городу был колоссальный интерес, сохранился ли он спустя 5 лет? — Он сохраняется и даже преувеличивается ежегодно. У нас все до единого объекта, которые были построены к Олимпиаде, востребованы — и спортивные, и культурные. Более того, уже появляются и новые объекты, в том числе и спортивные. Например, мы совсем недавно открыли новый большой стадион в Лоо. Спортивный стадион с двумя полями, с гостиницей, тренажёрным и спортивным залами. Олимпиада дала старт, а дальше мы не только не снизили, а наоборот, с каждым годом увеличиваем темпы. Туризм — это стержень экономики нашего города, и если мы 6,5 млн сейчас принимаем отдыхающих, а до Олимпиады было 3 млн, то рост очевиден. А почему туристы продолжают ехать? Инфраструктура к Олимпиаде была сделана шикарная, условия качественные, но дальше мы продолжаем работать: даём хорошую рекламу. Я, например, уже проехал 36 регионов с презентацией новых возможностей Сочи. — Есть ли конкуренция с Крымом? — Мы ни с кем не конкурируем, мы просто создаём предложения. Мы создали четыре маркетинговые программы сочинских туроператоров с конкурентными ценами: «В Сочи за здоровьем», «Открытый юг», «Южная здравница», «Серебряный возраст». Все программы работают с октября по май месяц включительно. Так, цена суток с трёхразовым питанием и комплексом лечения стоит от 1150 рублей в сутки до 1600. Это и есть здоровая конкуренция. — Как вы оцениваете горнолыжный сезон 2018-2019 года? — Хороший сезон. 1,6 млн человек посетили наш горно-климатический курорт. Снега ещё полно, наверное, и май месяц будем работать. Так что в общем-то бьём все рекорды. Видно, что россияне для себя выбрали курорты Красной поляны зимой. — Какие прогнозы на летний сезон? — Мы уже практически приступили к продажам. Бронирование уже практически до 90% в городе Сочи. Но мы никогда сильно не переживали за наш летний пляжный сезон, и этот год не исключение — Стоит ли ждать роста цен на отдых в Сочи этим летом? — Нет, мы не стремимся к увеличению цен, у нас несколько другая программа — мы берём объёмами. Летом резко повышают цены те объекты размещения, которые работают 4 месяца, только летние. С учётом того, что мы работаем круглый год, цены всегда стабильны.

Турпоток в Сочи растёт ежегодно
© News.ru