Пропал багаж: как вернуть вещи, затерявшиеся при перелёте?

Впоследствии чемоданы хозяйке вернули, но осадок остался. Что делать в таких случаях и на что пассажир может рассчитывать по закону? Виноватых много – багажа нет Виктория Тиелеманн с маленьким сыном прилетели в морозный Новосибирск из тёплого Берлина, а их багаж – нет. В сумках остались тёплые вещи и очень нужные лекарства. Мать и ребёнок на трое суток стали заложниками ситуации, ведь авиакомпания уже не давала гарантии, что багаж вернётся. «Мы вылетели из Берлина, – вспоминает Виктория. – Температура воздуха там была около 15 градусов. Одеты были в лёгкие куртки и шапки, а вещи для новосибирской зимы везли в чемоданах. В тот день в Новосибирске было –10. К счастью, друзья привезли вещи для сына». Виктория живёт с семьёй в Гамбурге, где в русской школе учит музыке детей-билингвов. В России женщина не была три года и прилетела навестить маму. Радость встречи омрачили переживания из-за задержанных в Москве вещей и плохое самочувствие – недавно Виктория перенесла операцию, и ей было тяжело дышать без лекарств, которые остались в багаже. «Лететь я решила через Берлин на самолёте сибирской компании, – вспоминает женщина. – Я сразу обратила внимание, что на рейсе был трансфер. В берлинском аэропорту уточнила, где необходимо получать багаж, и мне ответили, что в Новосибирске. Во время пересадки в Москве я обратилась к сотруднику с вопросом – всё ли я делаю правильно и показала посадочный талон. Мужчина заверил, что всё в порядке и подтвердил, что багаж я получу в столице Сибири». В Новосибирск Тиелеманн прилетела 18 февраля. Долго стояла в ожидании, но на багажной ленте знакомые сумки всё не появлялись. По словам Виктории, не увидели своих чемоданов ещё четверо пассажиров. Сотрудники аэропорта развели руками: всё проверили, вещей нет. Заполнив бумаги, необходимые для розыска багажа, мать с сыном поехали к родственникам. На следующий день выяснилось, что сумки до сих пор в Москве. «За двое суток, которые я пыталась вернуть свои вещи, сотрудники авиакомпании выдвинули несколько версий происходящего, – объясняет Тиелеманн. – Сначала мне сообщили, что виновата таможня, потом – что виновата я, так как существует закон, по которому пассажиры, прилетающие из других стран, должны сначала получить багаж в Москве, растаможить его и только после этого сдать снова на рейс внутренних авиалиний. Согласно ещё одной версии, на моём рейсе из Берлина не было трансфера. А ещё мне говорили, что виноват аэропорт». Женщина рассказала о своей истории и обратилась к авиакомпании в соцсетях. Буквально через полтора часа после публикации её представитель позвонил Виктории, принёс извинения и сообщил, что виновата отправляющая сторона. Багаж при трансферной перевозке Берлин – Москва – Новосибирск оформляется до конечного пункта, но 18 февраля из-за сбоя в системе информация с этого рейса не была передана в московский аэропорт, поэтому там его не смогли автоматически перегрузить на следующий рейс. Чемоданы женщине вернули на следующий день, 21 февраля. Кто в ответе? Несмотря на то, что авиакомпания вернула багаж в целости и сохранности, Виктория Тиелеманн решила написать претензию. Она обратилась в Общероссийское объединение пассажиров за помощью в юридических вопросах. «Когда теряется багаж, пассажиру следует пройти на стойку авиакомпании и получить чек о его утере или задержке, – объяснил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. – Если пассажир прилетел из тёплой страны в холодную, а его багаж не нашли, он может купить необходимые вещи, а затем предъявить авиакомпании чек о покупке и написать заявление. По закону перевозчик обязан возместить материальные потери в случае утери багажа пассажиром». В транспортной прокуратуре рассказали, что за утерю багажа законом предусмотрена административная и уголовная ответственность. ■Есть федеральные авиационные правила (ФАП) обслуживания пассажиров, в рамках которых перевозчик по договору обязан перевезти человека и его багаж. ■Если перевозчик не исполнил условие договора и нарушил требование ФАП, он обязан выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей. ■Пассажир имеет право обратиться в суд по месту регистрации авиакомпании или по месту проживания и взыскать моральную и материальную компенсацию из-за невозможности использовать свой багаж. Как правило, суды взыскивают около 50 тысяч рублей. ■Если потеря багажа стала причиной тяжких последствий для здоровья, компаниям грозит уголовная ответственность».

Пропал багаж: как вернуть вещи, затерявшиеся при перелёте?
© АиФ-Новосибирск