Войти в почту

Интернет нас не заменит. Гид о востребованности и нюансах своей профессии

В конце февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Волгоградский гид и экскурсовод Татьяна Бессарабова-Гончарова принадлежит к новому поколению экскурсоводов - дружащих с Интернетом и гаджетами, не зашоренных идеологическими рамками, жадных до любой интересной информации, открытых всему новому. Как в наши дни меняется профессия экскурсовода? Почему Волгоград перестаёт быть туристической Меккой и можно ли нам вернуть утраченные позиции мирового турцентра? Об этом мы поговорили с опытным гидом-экскурсоводом. Мечты и мифы - Татьяна, вам меньше 30 лет, почему именно экскурсовод - разве такая профессия сейчас привлекательна в глазах молодых? - За всю молодёжь не скажу точно. Наверное, мой нынешний профессиональный статус - это трансформация прежней детской мечты. Сколько себя помню, хотела стать учителем истории. Неудивительно, что сразу после окончания школы я отправилась учиться на историко-филологический факультет ВолГУ. Школьным учителем я в итоге стала и параллельно с преподаванием истории начала вести краеведческие экскурсии. Всё это меня настолько увлекло, что вскоре пришлось выбирать: либо я остаюсь в школе, либо развиваюсь дальше именно как профессиональный экскурсовод. Я выбрала второе. Чтобы дорасти до профессионала, обучилась вначале на специализированном направлении в магистратуре, затем прошла обучение на курсе экскурсоводов. Шесть лет назад получила необходимые документы, прошла аккредитацию от областного комитета туризма. Теперь веду собственные экскурсии. Много работаю и с соотечественниками, и с иностранными гостями города-героя. - Наверное, с развитием Интернета стало тяжелее работать с туристами. Все и так всё знают? - Интернет - уникальный «кладезь исторической мудрости» - в кавычках, разумеется. Например, когда я веду экскурсию на Мамаевом кургане, постоянно слышу от своих экскурсантов эмоциональные дополнения к своему рассказу: «Вот, а вы знаете, ведь монумент Вучетича «Родина-мать зовёт» - на самом деле триптих, часть целой серии монументов». Первый подобный монумент «триптиха» «Тыл - фронту», о том, как ковали «Меч победы», якобы расположен в уральском Магнитогорске. Второй у нас - о поднятом на Волге «Мече победы». А третий - это «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, где меч вложили в ножны. Это очень красиво звучит, но, увы, только миф. По законам жанра скульптуры триптиха могут быть расположены исключительно в одном месте, быть выполнены одним автором. Ну и относительно часто приходится выслушивать интернет-истории, кто именно, какой женский образ стал прототипом для Евгения Вучетича, когда он задумал «Родину-мать». И здесь также поле исторических фантазий попросту огромно. Появляющиеся публикации чаще всего лишь очередной вариант «детей лейтенанта Шмидта». «Это точно миллионник»? - Что чаще всего удивляет туристов в нашем городе, помимо масштабов и обилия военных памятников? - Очень многие люди, попав впервые в Волгоград, вскоре с изумлением спрашивают у меня: «А это точно город-миллионник?! Почему даже на центральных улицах и на Центральной набережной столь малолюдно?». Особенно часто такие вопросы задают жители мегаполисов, где исторический центр действительно сверхперегружен и транспортом, и пешеходами. А ещё многие гости отмечают, что Волгоград в целом чистый и по-южному зелёный, солнечный. В данном случае я ничего не утрирую - лишь передаю общие впечатления гостей о нашем городе. Жаль, что столь свежего, непосредственного восприятия родного города подчас не хватает нам, местным жителям. - В работе с иностранными гостями наверняка есть своя специфика... - Как раз в дни проведения Мундиаля в Волгограде, летом 2018 г., мне приходилось вести экскурсию для членов представительной делегации из Японии. Прикрепленный к японцам гид-переводчик предупредила меня: «Постарайтесь поменьше рассказывать о Второй мировой войне - для гостей из Японии, проигравшей войну, эта тема очень болезненная». Пришлось максимально адаптировать свою экскурсию под эту просьбу. Даже на Мамаевом кургане я делала акцент больше на истории строительства, создания самого мемориального комплекса. Когда говорила о Волгограде, больше акцентировала на его сегодняшнем дне - на промышленности, интересных фактах из жизни современного города. «Вы за белых или за красных?» - У вас есть и свои авторские экскурсии? - Например, я разработала и вот уже больше года успешно веду авторские экскурсии «Литературный Волгоград».В нашем городе есть немало мест, связанных с памятниками известным литераторам мирового масштаба, классикам литературы. Непременно упоминаю наших земляков, когда говорю о музее-квартире Михаила Луконина в центре города, о памятных местах Маргариты Агашиной. Рассказываю и о самых необычных памятниках российским литераторам, о пребывании в нашем городе в разное время известных писателей. Другая моя авторская экскурсия носит название «Гражданская война в Царицыне». Период гражданской войны тесно связан в нашем городе с такими масштабными историческими фигурами, как Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Семён Буденный, а также лидерами Белого движения первого плана - Антоном Деникиным, бароном Петром Врангелем. Есть даже упоминания, что в начале 1918 г. наш город на короткое время посетил знаменитый революционер-анархист Нестор Махно... - У вас наверняка допытываются: сами-то за белых или за красных? - Именно так! Приходится неизменно отвечать, что мы, экскурсоводы и историки, не за белых, не за красных. Наш профессиональный долг - взглянуть на трагические события Гражданской войны с позиции одновременно двух противоборствующих сторон. Отметить положительное и отрицательное в действиях и тех, и других. Поэтому стараюсь останавливаться на плюсах и минусах от действий и белой, и советской власти в Царицыне. Вымирающая профессия? - На многих памятниках теперь установлены таблички-приложения для смартфонов: приложил к нему гаджет - сразу закачал всю информацию о достопримечательности. Нет ощущения, что экскурсовод - профессия вымирающая? - Скорее, это очень динамично меняющаяся профессия. Я просто убеждена - работать экскурсоводом в наши дни много интереснее, чем 30-40 лет назад. Нет идеологических установок, при этом есть масса технологий, источников для постоянного самообразования и самообучения. Есть только ты и твой экскурсант. Которому каждую минуту с тобой должно быть интересно. В интернет-справочниках присутствуют лишь сухие факты, да не всегда достоверные, какие-то разрозненные, не всегда даже толком систематизированные сведения. За всем остальным люди обращаются, и надеюсь, ещё годами, десятилетиями будут обращаться к нам. - Есть мнение, на мемориальном историческом туризме массовых гостей мы не дождёмся. Есть у города другие привлекательные амплуа для туристов? - Безусловно! В нашем благодатном крае можно предложить гостям массу качественных, до деталей продуманных турпродуктов. Они могут быть связаны с экологическим туризмом, с гастротуризмом, с волжскими и донскими турами по рыбной ловле, в конце концов. Потенциала для развития этих направлений много, но над этим ещё стоит основательно поработать.

Интернет нас не заменит. Гид о востребованности и нюансах своей профессии
© АиФ Волгоград