Цены 2019: Правительство закрывает российское небо

Стоимость авиабилетов в 2019 году резко вырастет, констатируют эксперты: с учетом снижения реальных доходов населения перелеты внутри России станут еще недоступнее для большинства населения. И это вопреки требованию президента развивать транспортные коммуникации между регионами. Медведев подвел президента Одна из основных задач, которую президент поставил в майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ», – развитие транспортных коммуникаций между регионами. По словам министра транспорта Максима Орешкина, сегодня ситуация плачевная, если не сказать драматическая: региональные автодороги в ужасном состоянии, слабо развиты скоростные железные дороги, а высокоскоростных (они позволяют развивать скорость до 250 км/ч) и вовсе нет. Авиаперевозки сконцентрированы в Московском авиаузле: если в начале девяностых на него приходилось 20% всех рейсов, то к 2008 году превысила 70%, а сейчас составляет уже 80%. При этом остро не хватает региональных и межрегиональных маршрутов. Как поручил Минтрансу президент, должны быть реконструированы не менее 70 региональных аэропортов, а доля прямых межрегиональных рейсов – вырасти до 50%. «Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом», – заявил Путин в послании Федеральному Собранию. Ведь всё это противоречит опыту и западных, и азиатских стран, где есть множество региональных хабов, постоянно расширяется маршрутная сеть авиакомпаний, идет организация удобного воздушного сообщения на небольшие расстояния. В конечном итоге это приводит к снижению стоимости перелета. А в России она только и растет. Журнал закрылся, денег больше нет В будущем году, прогнозируют эксперты, произойдет рост стоимости перелетов минимум на 5-7%. Конечно, существеннее всего вырастет цена зарубежных перелетов (за счет резкого ослабления рубля, который с конца ноября «просел» на 6% по отношению к доллару и евро), но затронет подорожание и внутренние рейсы. Выходит, задача, поставленная в майском указе президента по улучшению транспортной доступности регионов, не будет выполнена. А виной всему – системные промахи правительства под командованием Дмитрия Медведева, начиная с повышения НДС (это ударит прежде всего по стоимости обслуживания в аэропортах) и заканчивая удорожанием топлива (в том числе авиационного керосина). Удорожание билетов, разумеется, скажется на объемах пассажирских перевозок. А значит, и по финансовым показателям авиакомпаний, которые уже сейчас изобретают всевозможные способы «оптимизации» расходов. Скажем, «Аэрофлот» временно заморозил некоторые программы развития (в том числе по цифровизации), а UTair прекратила выпускать бортовой журнал «Уютное небо»… и впервые в истории допустила дефолт по долгу. Наибольшее возмущение пассажиров вызвали планы «Победы», которая ввела платную регистрацию в иностранных аэропортах, а заодно пригрозила уменьшить габариты бесплатной ручной клади и ввести плату за одноразовые пластиковые стаканчики. Снижение цен гарантируют лоукостеры – Мы изучили стоимость авиабилетов, предполагающих перелет туда-обратно внутри страны в течение января-ноября прошлого и нынешнего годов. Если средний тариф за этот период вырос только на 2,2%, то средний размер включенных в стоимость билетов сборов (речь идет о расходах на топливо и обслуживание в аэропорту) – на 13,5%, – рассказывает «Свободной прессе» директор авиационного направления сервиса OneTwoTrip Леонид Рябоштан. – И именно сборы внесли наибольший вклад в подорожание перелетов для пассажиров в 2018 году. В случае подорожания авиакеросина, в 2019 году такая тенденция может сохранится. «СП»: – А какие еще факторы повлияют на цену билетов? – Факторов много. Общеэкономические факторы, баланс провозных емкостей и спроса, стоимость авиатоплива, уровень конкуренции на массовых направлениях, тарифная политика крупнейших авиакомпаний. Что касается стоимости перелетов за границу, то на них сильнее всего влияет курс валют. В этом году самые заметные скачки курса валют мы наблюдали в апреле и августе, и именно тогда билеты на международные рейсы подорожали на 6-7%. Если в 2019 году не произойдет резкого скачка доллара и евро по отношению к рублю, то на зарубежных направлениях, скорее всего, сохранятся текущие цены. «СП»: – Сейчас многие авиакомпании пытаются «оптимизировать» расходы за счет пассажиров. Скажем, «Победа» решила ввести платную регистрацию в аэропорту и даже плату за пластиковые стаканчики. – Изменения правил перевозки и обслуживания пассажиров, конечно, скажутся на стоимости авиабилетов. Возьмем предложение Минтрансу ввести в отечественных аэропортах платную регистрацию на рейс. Если инициатива будет поддержана, то у пассажиров останется возможность бесплатно зарегистрироваться онлайн, а вот за регистрацию на стойке придется заплатить. Влияние этой меры на расходы перевозчика будут понятны после внесения соответствующих изменений в тарифы аэропортов, которые сейчас в большинстве случаев не предполагают разделения на обслуживание по полному циклу и без прохождения регистрации на стойке. Но на фоне планов по использованию мобильных посадочных талонов подобная инициатива выглядит вполне уместной и будет одним из этапов адаптации глобального опыта на российском рынке. «СП»: – В этом году почти 100%-ную загрузку кресел продемонстрировал единственный в России лоукостер «Победа». Как, на ваш взгляд, сказывается на тарифах наличие бюджетных перевозчиков? – На тех маршрутах, куда приходят бюджетные перевозчики цена может снижаться на 10-15%. Например, запуск рейсов лоукостера «Победа» в Тбилиси из Екатеринбурга, Казани, Перми увеличил рост спроса на это направление. К тому же, после этого Тбилиси вошел в топ-3 популярных направлений на новогодние праздники с вылетом из этих городов, хотя ранее столица Грузии замыкала топ-10 или даже не входила в него. Курс доллара: Рубль рухнул на последних торгах 2018 года

Цены 2019: Правительство закрывает российское небо
© Свободная пресса