Коворкинг турагентов: экономия или «секс на Красной площади»?

Эксперты высказали свое мнение о новой тенденции в турбизнесе В условиях кризиса в туристической отрасли каждый экономит как может. Турагенты, например, всё чаще отказываются от дорогих офисов и переезжают в кабинеты поскромнее, а кто-то вообще уходит на «домашнюю» работу. Но существует вариант, когда вроде как и место приличное для приема клиентов есть и стоит не дороже аренды комнаты в Москве – съем одного офиса на двоих / троих / четверых и т. д. На явление коворкинга в турагентском бизнесе обратили внимание участники профессионального сообщества «Трэвел Президиум» в FB и разобрали плюсы и минусы такого формата сотрудничества. Три «за» Автор темы Александр Иосифян не говорит, что коворкинг – это хорошо или плохо. По его мнению, это просто новый формат, который в кризис выбрали для себя работающие без привлечения наемных сотрудников директора турагентств. В большинстве своем это бывшие менеджеры, которые в определенный момент решили, что у них уже достаточно опыта, есть своя клиентская база для открытия бизнеса. И на самом деле, для старта это неплохой вариант. Во всяком случае, три плюса выделить можно: – Экономия. Аренда офиса в хорошем ТЦ стоит в среднем 120–160 тыс. руб./мес., на первых этажах в обычных домах в центре Москвы – 50–70 тыс. руб./мес. Делим эти суммы на четырех самозанятых директоров турагентств и получаем вполне посильные (в зависимости от заработка) суммы: 12,5–40 тыс. руб. А для кого-то это и возможность перебраться из подвала в проходное место, начать зарабатывать больше. – Удобство. Если турагент кормится в основном за счет постоянных клиентов, то смысла снимать полноценный офис и сидеть там с 09:00 до 18:00 нет. При этом под рукой всегда есть рабочее место с компьютером и всей необходимой оргтехникой. Кроме того, это отличный вариант для тех, кто все-таки не хочет тащить рабочие заботы домой. – Взаимовыручка. Если ты работаешь один, то внезапная болезнь может нарушить твою связь с клиентом, да и в рекламники особо не наездишься. А если есть коллега за стенкой, то он всегда сможет подстраховать и, например, передать документы туристу. Если отношения хорошие, то в сложной ситуации и за советом можно обратиться, поделиться связями и наработками. Одно «против» Обсуждение темы коворкинга в сообществе выявило проблему – даже в одном офисе конкуренты остаются конкурентами. То есть всегда будет риск, что твоего клиента уведут соседи. Конечно, можно обговорить «правила сожительства» и надеяться на сознательность коллег, но поведение туристов тоже нельзя скидывать со счетов. «Для туриста просто сказка. Заходит и говорит: я выбрал тур у БГ, кто даст больше скидку – у того и куплю!» – представляет ситуацию Андрей Циленко. И такой сценарий, по мнению участников обсуждения, в сегодняшних реалиях, увы, самый вероятный даже с постоянными клиентами. Некоторые в принципе не понимают, как индивидуальный предприниматель может существовать в «коммуналке». «Это как на Красной площади сексом заниматься – советами замучают», – привела в пример анекдот Ирина Сампара. Не стоит забывать и про другой эффект «общака»: если один турагент, например, кинет туристов, то пятно позора, скорее всего, ляжет на всех обитателей офиса и отношение к нему уже будет как к шарашкиной конторе. Есть ли будущее у коворкинга турагентов? Говорить о будущем турагентского бизнеса однозначно сейчас не возьмется никто. Тем не менее некоторые варианты можно рассмотреть. Так, по мнению Александра Иосифяна, на плаву останутся турагентства с директорами-управленцами, у которых есть ресурсы для антикризисных вливаний и которые сами не занимаются продажами. Соответственно, это крупные фирмы с несколькими агентствами и полным штатом, а не «домушники». Это путь монополизации рынка, по которому движется весь бизнес в России. С другой стороны, коворкинг турагентов имеет перспективу перерасти в некую артель с более эффективным разделением труда. Например, один станет специалистом по билетам, другой – по отелям, третий – по пакетам. «И тогда они реально смогут делать самые привлекательные предложения на рынке, выбирая между пакетами и самоделками», – пишет Андрей Савелов. Однако тут же отмечает, что смысла в этом случае содержать три-четыре юрлица не будет, а вот объединиться в одну компанию – значит прийти к тому же, отчего бывшие менеджеры убегали. Замкнутый круг. Отметим, что на американском и европейском рынках турагентская деятельность имеет тенденцию к фрилансу. Многочисленные трэвел-консультанты возраста 50+ весьма успешно выполняют роль семейных турагентов и даже объединяются в ассоциации. За счет этого они имеют возможности получения льготных условий от поставщиков, обучения, повышения профессионального статуса. Ну а если масштабы деятельности агента-надомника выходят за пределы его собственных возможностей, он подключает коллег, таких же, как он, – самозанятых, но не столь амбициозных.

Коворкинг турагентов: экономия или «секс на Красной площади»?
© HotLine.travel