Глава Алтайского края: мы готовы встречать инвесторов у самолета хлебом-солью

Уходящий 2018 год для Алтайского края стал годом перемен: смена правительства, в регион зашли новые инвесторы, которые ранее лишь присматривались к этой сибирской площадке, краевой бюджет 2019 года впервые был принят с объемом более 100 млрд рублей. Главной же переменой в регионе стала смена руководителя: в мае врио губернатора был назначен Виктор Томенко, и уже в сентябре большинством голосов он был избран на пост губернатора. В каких инвесторах заинтересован Алтайский край, какие проблемы предстоит решить Сибирскому региону в ближайшие годы, — эти и другие итоги губернатор Виктор Томенко подводит вместе с ТАСС. Необычно давать самому себе оценку — Вы возглавляете Алтайский край уже около полугода. С какими итогами заканчиваете этот год — именно с вашими итогами? Что, может быть, хотелось бы поменять из того, что за эти полгода произошло, а что, наоборот, вы бы себе в плюс поставили как руководителю региона? Задел на будущее у края есть, как считаете? — Все-таки самому себе оценку давать — это немножко необычно, это люди дают оценку руководителю. Полагаю, что прирост фактически по всем направлениям, если речь идет про вопросы социально-экономического развития, у нас наблюдается. Осталось несколько недель до завершения года, и уже ожидаемые показатели мы видим — везде будет прирост как минимум на первые проценты, или где-то у нас получатся и более-менее серьезные шаги на первые десятки процентов. Наращивание потенциала продолжается в 2018 году — мне кажется, это дает прекрасную основу, чтобы перебросить мостик в будущее и задуматься, о том, каким будет 2019 год и ближайшая трехлетка. Это мы уже так заглядываем немного вперед. — Вы, успешно пройдя выборы, вступили в должность губернатора в сентябре 2018 года. И первое, что вы сделали, — начали смену кадров в правительстве. Как это происходило? — Личности, конечно, важны, но все-таки мы говорим, что выстраиваем систему госуправления в большом регионе с разнообразной экономикой, социальной сферой. В первую очередь надо было заняться совершенствованием системы управления. Переход от административной модели к правительственной произошел лишь с 1 января 2017 года. Сразу после того, как я вступил в должность, я сказал о том, что мне потребуется месяц. Оптимальную правительственную модель я вырабатывал не один, это был серьезный объем работы. — По какому принципу, каким качествам отбирали новых руководителей? — Кто-то остался работать из должностных лиц, кто работал в предыдущем составе правительства, кто-то вернулся, уходя когда-то на другую работу. Ряд руководителей я пригласили из Красноярского края по самым разным соображениям. Все министерские позиции у нас заняты, всего у нас 21 человек, включая меня, в составе правительства. Край ждет инвесторов — Продолжая разговор об итогах года, что можно сказать об экономике края? С какими показателями выходит регион на конец года? Есть ли рост? — Показатели за 8–11 месяцев, как правило, не очень отражают полную картину, основной объем приходится на конец года. Массированно мы сможем все сосчитать, наверное, к марту 2019 года. Если говорить про цифры общего объема инвестиций, то за прошлый год у нас было 80 млрд. Я думаю, что мы можем рассчитывать на естественный прирост в размере 5–10% от того, что было по 2017 году. По отчетной информации, которая есть сегодня, объем инвестиций за десять месяцев уже под 60 млрд рублей, и это уже больше, чем в прошлом году за этот период, почти на 30%. — Какие крупные инвесторы в этом году уже зашли на площадку края? — Недавно мы провели встречу с руководством группы компаний "Черкизово", которая приобрела почти за 4,6 млрд контроль над "Алтайским бройлером", — там подразумевается почти двукратное увеличение объема производства мяса птицы — с 60 тыс. тонн до 100 тыс. тонн. Компания "ЭкоНива" тоже приняла решение ставить молочный комплекс на границе с Новосибирской областью — там инвестиции порядка 3 млрд рублей. Была встреча с руководством компании "ПепсиКо" — их молочный завод работает в Рубцовске, там недавно дан старт производству молочный сыворотки. В Барнауле работает группа компаний "БТК" — один из лидеров легкой промышленности. У них тоже есть планы на создание производства, которое позволит выпускать почти 24 млн погонных метров ткани в год, объем вложений 3,5–4 млрд рублей. — На ваш взгляд, чего сейчас региону не хватает, чтобы улучшить ситуацию с инвестиционной привлекательностью? Что нужно сделать, чтобы инвесторы активнее шли в край? — Базовые решения, мне представляется, приняты, а дальше речь идет, скорее, об открытости и готовности власти как на региональном уровне, так и на муниципальном, вести переговоры с инвестором, понимать их пожелания. Государство помогает инфраструктурно, есть ряд специализированных программ, к примеру, "Устойчивое развитие сельских территорий". Там по дорогам очень интересная ситуация — мы почти 500 млн рублей на сегодня вложили в такого рода строительство дорог. Инвесторы с новыми крупными проектами нам жизненно необходимы. Я, может, где-то в шутку, но на самом деле — почти серьезно говорю: людей, которые приезжают в край с инвестициями, которые готовы вкладывать, создавать рабочие места, дополнительную налоговую базу, основные фонды, власти края буквально готовы ездить к самолету, на железнодорожный вокзал и с хлебом-солью встречать во главе с губернатором. Доставить туристов и собрать курортный сбор — Туризм в регионе развивается, на него в свое время делались большие ставки, как на один из главных сегментов экономики. Как вы считаете, стоит ли сегодня Алтайскому краю концентрироваться на этой теме или все-таки лучше заниматься другими проектами? Планируется ли в 2019 году вступать в какие-то федеральные проекты, может, на региональном уровне как-то помогать турбизнесу? — Конечно, стоит заниматься туризмом! Не все так просто сегодня, скажем, с корректностью подсчетов, сколько все-таки туристов посетило нас, тут есть разные оценки. Но если придерживаться одной и той же методики — пусть она в себе какие-то изъяны содержит — видно, что турпоток растет. Да и так видно, что развиваются наши организации курортной отрасли — порядка 2 млн туристов сегодня, такая оценка есть. Край принимал активное участие в реализации федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ. Программа завершается в этом году, по ней было реализовано три проекта: туристско-рекреационный кластер "Барнаул — горнозаводской город", "Белокуриха", и в Бийске "Золотые ворота" — автотуристский кластер. Прямо скажем, не все получилось, но те планы, которые были у Федерального агентства по туризму, у Ростуризма, обязательства края по софинансированию — это выполнено в полном объеме. Немного за эти годы поменялись планы у частных инвесторов, есть отставание по вложению внебюджетных средств этих проектов, но они не закрыты, работы продолжаются. Не так давно вопрос этот рассматривался на профильном комитете в Госдуме — мы договорились, что те недочеты или огрехи, которые на таком сложном пути случились, подлежат уточнению, исправлению, и мы обязательно будем ими заниматься. — В перспективе есть возможность у края поучаствовать и дальше в федеральных проектах, связанных с туризмом? Какие свои новые проекты запланированы? — Пока что прорабатываем вопросы с Ростуризмом, чтобы в следующие годы войти в ФЦП. В Барнауле мы хотели бы начать реализацию проекта туристско-рекреационного кластера "Ленточный бор" — это мог бы быть интересный проект, он позволил бы получить доступ к нашим природным богатствам. Новое направление — туристско-спортивный кластер "Тягун" в Заринском районе — там можно интересно задействовать зимнюю программу, связанную с лыжами, а потом переходить на всесезонность. Продолжим работу по кластеру "Белокуриха", включающему новый курорт "Белокуриха-2". — В этом году регион принял участие в реализации пилотного проекта по курортному сбору. Как вы оцениваете его реализацию в регионе? — Пока он у нас в Алтайском крае реализуется только в городе-курорте Белокуриха. Первоначально планировали, что около 35 млн этот курортный сбор нам обеспечит — 30 рублей в сутки с одного человека он составляет. Но в течение года были приняты решения, что не все категории людей будут уплачивать сбор, и на сегодняшний день средств собрано около 16 млн рублей. Я думаю, до конца года около 20 млн будет собрано. В Белокурихе проведен комплекс работ по расчистке городских лесов. Заключен контракт на то, что связано с благоустройством, на следующий год есть план начать работы по приведению в порядок, обустройству реки Белокуриха. Есть понимание, что в конечном итоге средства, которые собираются, вкладываются в то, чтобы особенность этого места можно было дополнительно подчеркнуть. — Вопрос, который вы поднимали на федеральном уровне, — необходимость реконструировать взлетно-посадочные полосы и перрон аэропорта Барнаул — это воздушные ворота региона, которые и принимают большую часть турпотока. Также в прошлые годы речь шла о строительстве международного терминала. — 50 лет назад был построен этот комплекс, в 1998 году был капитально отремонтирован и в дальнейшем поддерживался в нормальном состоянии нашим авиапредприятием "Алтай". Оно ежегодно вкладывалось в поддержание в рабочем состоянии взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона. Сейчас формируется комплексный план развития инфраструктуры РФ на период до 2024 года и, к сожалению, в проекте этого плана мы аэропорт Барнаул не увидели. Вот по этому поводу я и обратился к президенту нашей страны в августе. За последние десять лет пассажиропоток увеличился вдвое: десять лет назад летали 240–250 тыс. пассажиров, уже прошлый год — 540–550 тысяч. С учетом этого президент дал поручение Министерству транспорта проработать вопрос о включении нас в комплексный план с возможным началом работ. Сегодня мы этим занимаемся вместе с Росавиацией, готовим документацию. Что касается терминала — ведем переговоры с потенциальными партнерами о том, чтобы терминалы расширять или, скорее всего, строить новые. Беседовала Ксения Шубина

Глава Алтайского края: мы готовы встречать инвесторов у самолета хлебом-солью
© ТАСС