Сотрудников гостиниц превратили в пограничников

Почему отельеры Москвы завидуют коллегам из Сочи Напрасно считается, что Москва обгоняет другие российские города по темпам внедрения современных технологий. Далеко не всегда это так, местами у нас каменный век. Например, в органах внутренних дел, куда гостиницы обязаны подавать информацию о клиентах для постановки на регистрационный учет, – до сих пор ручной труд и страшные живые очереди. Отельерам это дорого обходится, они вынуждены держать в штате сотрудников специально для работы с упомянутыми учреждениями, и всё равно есть риск налететь на гигантские штрафы. А вот в Краснодарском крае, в Татарстане очередей нет, весь процесс регистрации постояльцев в отелях отлажен и автоматизирован. Почему Москва не заимствует опыт более передовых регионов? Прогресс в регионах Давайте сначала о хорошем – о том, как поставлено дело на Кубани. Рассказывает сотрудник ресепшен сочинского санатория «Знание» Мария Юдина: «У нас установлена специальная программа под названием «Контур», куда мы заносим информацию о прибывающих клиентах. Если это россияне, то нужны данные внутреннего паспорта. Если иностранцы – загранпаспорт, миграционная карта, виза (для гостей из тех государств, с которыми у нас действует визовый режим). Ежедневно система автоматически выгружает информацию в базу МВД. Для иностранных гостей мы в течение суток после прибытия можем распечатать бланк-уведомление о том, что они приняты на миграционный учет. Словом, весь процесс автоматизирован, никаких проблем не возникает». Аналогичная ситуация в Геленджике, говорит Наталья Изюмова, управляющая сети отелей Orchestra. Отельеры курорта пользуются той же программой «Контур», которая обходится им в достаточно скромную сумму – 35–38 тыс. руб. в год (за софт и обслуживание). В отелях Татарстана внедрена другая программа – «Электронный курьер», но порядок взаимодействия гостиниц с миграционными органами такой же, очередей нет, говорит Гульнара Сафина, президент республиканской Ассоциации отелей. Процесс регистрации гостей в Татарстане и Краснодарском крае был автоматизирован накануне Универсиады-2013 и Олимпиады-2014, до этого приходилось заполнять анкеты вручную и лично отвозить их в УФМС. В Москве и Московской области до сих пор так и делается, как будто не было у нас никаких крупных международных событий. Каменный век – в столице Столичные отельеры, как вы понимаете, не хотят портить отношений с миграционными органами, поэтому воздерживаются от официальных комментариев. А в кулуарах рассказывают следующее. У них тоже были попытки внедрения специальных софтов для интеграции за базой данных миграционных служб, но эти эксперименты окончились ничем, и теперь приходится по старинке носить анкеты клиентов в территориальные отделения МВД. Рассказывает управляющий одного из отелей, расположенного в Южном округе Москвы: «У нас есть для этой цели сотрудник, который получает 25 000 руб. в месяц. Ежедневно он отвозит анкеты российских гостей в УВМ ГУ МВД на Краснопролетарскую, там всё более или менее спокойно – приехал, отдал, уехал. Но что происходит в ОВМ ОМВД на Варшавском шоссе, куда надо доставлять анкеты с информацией об иностранных клиентах… Там приходится ежедневно стоять по шесть часов и дольше в очередях вместе с частными лицами – в основном приезжими из ближнего зарубежья. Если в анкете обнаруживается ошибка, надо возвращаться в офис, исправлять и ехать снова на Варшавку… Работа у курьера очень тяжелая, доходит до нервных срывов». Раньше было лучше – документы от гостиниц принимали вне очереди, но потом всех уравняли и выстроили в одну линейку, объяснили, что «это вызвано возмущением граждан». Вопрос: как же отельеры пережили чемпионат мира по футболу, когда в Москве был огромный наплыв иностранцев? «А так и пережили. Наняли еще одного сотрудника, чтобы ездил в ОВМ и стоял там в очередях, которые тогда достигали гигантских размеров», – вспоминает наш собеседник. Примерно так же поставлено дело в Московской области, только там еще интереснее. «Когда к нам приехал наш самый первый гость из Европы, мы повезли его анкету в райцентр, – рассказывает директор одного подмосковного отеля. – Сотрудники миграционной службы думали-думали, как же с этим быть. Потом сказали, что им нужна от нашего итальянца… нотариально заверенная копия паспорта! К счастью, удалось убедить их, что в законе таких требований нет. Иначе пришлось бы брать в штат гостиницы нотариуса!» Из портье сделали пограничника Отельеры столицы сохраняют оптимизм, без которого в российском бизнесе вообще делать нечего. Они верят, что когда-нибудь к ним тоже придет технический прогресс и можно будет автоматически выгружать информацию в базу МВД. Но в принципе эту проблему пора решить на законодательном уровне – следует снять с отелей нагрузку по информированию органов внутренних дел о прибывающих гражданах, говорят наблюдатели. «Да, порядок надо упрощать, – согласен Дмитрий Богданов, директор сочинского санатория «Знание». – В других странах таких сложностей у гостиниц нет. Я спрашивал, например, коллег из Турции, обязаны ли они заполнять документы для миграционной службы. Они такого себе даже представить не могут!» «Почему гостиничные портье выполняют в нашей стране функции пограничников? – недоумевает Гульнара Сафина. – Фактически их превратили во внештатных сотрудников УВМ МВД, они должны разбираться во всех тонкостях ведомственных документов, даже закрытых. Тренинги сотрудников службы приема и размещения отелей начинаются не с основ сервиса, а с заучивания миграционных нормативных актов, потому что слишком высока цена ошибки – штраф 800 000 руб. за опечатку в фамилии или дате рождения». Эту проблему Ассоциация отелей Казани и Республики Татарстан подняла в «Предложениях по созданию условий для развития гостиничного бизнеса в РФ» – документ направлен в объединение малого и среднего предпринимательства «Опора России». «Мы настроены содействовать представителям гостиничного рынка в решении этих проблем на государственном уровне, – сказал в беседе с корреспондентом HotLine.travel Алексей Кожевников, вице-президент «Опоры». – К сожалению, в нашей стране на бизнес возлагаются не свойственные ему функции и непосильная нагрузка. Это не может и не должно так оставаться».

Сотрудников гостиниц превратили в пограничников
© HotLine.travel