Алмазный венец нищеты. Каким станет отдых на новогодние праздники для богатых и бедных

Интернет уже полон материалов, окропляемых волшебным рождественским снежком, о том, как намерены провести новогодние каникулы те, кто и в будни не особенно отказывал себе в удовольствиях. Люди по-прежнему живут под впечатлением традиционных представлений о том, что Господь и его белоснежные ангелы непременно возместят беднякам каким-нибудь сиятельным чудом те страдания, которые они испытывают в повседневном бытие, а богатых, алчных и жестоких хозяев жизни примерно накажут. Эта милая сказка лежит в основе и серьезных, казалось бы, классовых теорий конца XIX — начала XX столетий. Но сказка остается сказкой, а реальная жизнь продолжает бушевать в океане тех страстей, которые имеют свою коммерческую цену и могут быть заложены, как драгоценность, в банки под впечатляющие проценты. Некоторые современные мечтатели даже пытаются сравнить в этом смысле два века, тем более что 11 ноября в Париже будут пышно праздновать столетие окончания Первой мировой войны. Туда летит и наш президент, хотя как раз сто лет назад Россия к этому уже не имела никакого отношения — она за год до того выбыла из Антанты и прекратила воевать с Тройственным союзом. Но Россия все же воевала три долгих года и потеряла в той войне миллионы жизней, большей частью бедняков. Хотя бы потому, что в России всегда большинство составляли именно бедняки. Я вспомнил эту дату не только в связи с тем, что обойти ее не сумеет ни одно СМИ в мире, а потому, что меня поразило сходство двух веков в смердящем климате разнузданной роскоши. Тогда — накануне Первой мировой и последовавших за ней революциями (в России, в Германии, в Венгрии), независимо от того, чем они закончились, потому что все они пришли либо к становлению фашизма, либо левых форм коммунизма — счастливчики буквально купались в бриллиантовых брызгах шампанского. И теперь происходит подобное — в канун еще большего расширения пропасти между богатством и бедностью. Пропасть ту уже невозможно преодолеть. На это когда-то оказались способны только войны и революции. Но для войн нужны блестящие полководцы и решительные бессребреники-политики, а для революций — огненные партии и ликующие объединенные массы темной бедноты и образованной интеллигенции. Теперь нет ни того, ни другого. Зато есть вездесущий (во всех смыслах) интернет, приносящий миллиардные доходы всем, кто его сделал и кто его доит, предприимчивые политиканы с мешками денег и тайными обязательствами перед теми, кто эти мешки набивает чистым золотом. А еще есть народы, стоящие перед дилеммой, что для них лучше — глобальный империализм или маргинальные антиглобалисткие движения, не предлагающие ничего, кроме политического и экономического отшельничества. Таким образом, миру не угрожают разрушительные социальные революции (неоткуда взяться вожакам — никто уже за это не платит, как сто лет назад), зато тихо тлеют бикфордовы шнуры больших и малых бездарных войн. А традиционными приметами этого являются, как и раньше, роскошь одних и вопиющая бедность других. Давайте же посмотрим, что нам обещает на ближайшее Рождество и новогодние праздники интернет, и вообще, как характеризуются рост или падение запросов на дорогостоящие удовольствия. Кому они достанутся, а кто, как обычно, обойдется малым. Французы и швейцарцы, владеющие недвижимостью в таких курортах, как Куршевель, Гштад и Давос, сначала вздрогнули от того, что средний чек у них упал на полтора процента, что в абсолютной цифре нечто вроде двухнедельного отдыха на турбазе где-нибудь в дальнем пригороде Челябинска. Аренда дома на ту же неделю в горнолыжном Куршевеле обойдется теперь всего лишь в 20 тысяч евро. А это ведь почти стоимость квадратного метра при покупке недвижимости в тех же местах. Разница со швейцарским Гштадом следующая: купить квартирку или дом в Куршевеле можно прямо сейчас по цене 25,5 тысяч евро за метр, а в Гштаде — за 30,4 тысяч евро. Это, например, шале на высоте 1850, куда не долетают автомобильные выхлопные газы, а снег белее совести младенца. Источник фото: Pixabay Но отчаиваться французам и швейцарцам, пожалуй, еще рано. Обнаружилось, как уверяют в РБК, что конкурентами местных толстосумов и арабских шейхов уже давно стали русские любители здорового образа жизни. 25% покупок в горнолыжных курортах приходится у фартовых россиян именно на эту французскую жемчужину. Но после того, как многое изменилось, и вынужденным конкурентом Куршевеля, Давоса и Гштада стал для состоятельных русских покупателей полуостров Крым (по известным причинам), кластер недвижимости во французских Альпах активно поддержали китайские туристы. Они же теперь очень часто — арендаторы и покупатели шале и уютных романтичных уголков буквально у «подола белоснежного хитона Бога». Так называют эти живописные места знатоки меню всех королевских удовольствий мира. О том, как живет все же большая часть китайцев, мы уже писали раньше в трехсерийном репортаже «Азиатский синдром». Однако не все так драматично для наших соотечественников. Они уже возвращаются в Альпы целыми семьями и уступают по объему спроса богачам из Швейцарии менее чем на 1000 человек — наших гурманов отдыха там чуть более 128 тысяч. Несколько лет назад, правда, сюда, в шикарную курортную зону Савой-Монблан, приезжало 216 тысяч русских любителей горного воздуха Франции. Нынешнее количество россиян, конечно, пока не достигло предкризисной цифры на несколько процентов, но тоже выглядит не так уж и плохо, даже в сравнении с теми представителями мировой элиты, государства которых находятся с нами в принципиальных санкционных отношениях. Как и мы с ними. Именно по последней причине американцы в лице своего Минфина сильно рассердились на Сбербанк и на Ялту, которые нашли общий язык в развитии крымского курорта Mriya Resort& SPA. Проблема в том, что Сбербанк вложил 300 миллионов долларов в проект Ялтинского экономического форума, который прямо связан с упомянутым роскошным парк-отелем. Не дожидаясь рождественских каникул и элитных ялтинских гуляний, Минфин США 8 ноября расширил санкционный список, в который угодили этот курорт, люди, им управляющие и владеющие, и местные власти. Минфин США посчитал, что Mriya Resort& SPA является главной российской платформой для демонстрации инвестиционных возможностей в Крыму. Так что рождественский пирог тут, казалось бы, ни при чем. Но отель ведь принимает гостей в любое время, и по ценам, почти не уступающим ни их хваленым «куршевелям», ни их надменным «давосам». Словом, контингент в принципе тот же. Хотя цели и разные: в Альпы прилетают тратить деньги, а сюда, в Ялту, во всяком случае, в Mriya Resort& SPA, их вкладывать и зарабатывать. А потом опять тратить в их горном альпийском департаменте Савойя. А вот как обстоят дела для средней части российского общества в преддверии долгих рождественских и новогодних каникул. Немного цифр, за которыми стоит много социальных проблем и тяжелых вдохов тех, кто к этим цифрам уже не имеет никакого отношения. Когда у нас нефть стоила дорого, а рубль не краснел перед конвертируемыми валютами, как оборванец перед аристократом, те, кто теперь печально вздыхает, своим участием в веселье пополнял эти цифры. Сегодня они выглядят так. Спрос на раннее бронирование все же превысил прошлогодний на 20%, хотя половина пришлась на внутренние курортные объекты. Это Сочи, Анапа и уже упомянутый Крым. Иностранные маршруты представлены в основном Таиландом и Индией. Правда, и тут весьма скромно. Кое-кто еще избирает Турцию и ОАЭ, но остались даже и такие, кто устремляется в Италию и Андорру. Туры по России все же решительно опережают заграницу. И вот почему. Средний чек по России на семь ночей новогодних и рождественских праздников равен чуть более 32 тысяч рублей, а на тот же срок в Таиланд — почти 65 тысяч, в Индию — 53 тысячи. Для кого-то разница невеликая, а для кого-то решительная, так как платить приходится за всю семью, а значит, с соответствующим коэффициентом. Да и самолеты подорожали. Еще ранней осенью средняя цена за туристическую пару в Турцию равнялась 47 тысячам рублей, в Таиланд — 110 тысяч, а в ОАЭ — 116 тысяч. Но наступил сезон праздников, и цены взлетели. Из российских городов на праздники самыми востребованными и далеко не самыми дешевыми оказались Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Симферополь. Это по данным авиакомпаний, потому-то и называются города, а не курорты. Заграница манит Бангкоком, Пхукетом, Прагой, Мюнхеном и Миланом. Прага, кстати, обошла по популярности у россиян Санкт-Петербург. Цены почти те же, а сервис европейский. Источник фото: Pixabay Перелеты по России подорожали, и это заметно уменьшило количество запросов на новогодние каникулы. Ослабевший рубль сделал для большинства русских путешественников недостижимым проживание даже в самых скромных европейских отелях, уж не говоря об оплате за перелет и ежедневном, даже не праздничном, питании. Средний чек на человека вырос на 56% за пять дней пребывания в зарубежном отеле и составил 68 тысяч рублей. Но это только за отель, без перелета и трансфера. Так что большинству придется провести каникулы дома. Но вот еще одно яркое предновогоднее событие, как-то перекликающееся с темой удовольствий для одни и вынужденного отказа от них для других. Хотите верьте, хотите нет, но бывшей супруге миллиардера Фархада Ахмедова — Татьяне суд Дубая отказал в претензиях на яхту «Луна». Яхту длиной 115 метров, на 49 членов экипажа, когда-то купил у Романа Абрамовича ее супруг, который попытался скрыть ее в порту Рашид (ОАЭ) при разделе имущества общим размером в 1,4 миллиарда долларов. Но Высокий суд Лондона эти планы вовремя раскрыл и яхту арестовал до окончательного решения вопроса, как раз почти под Рождество. В руках у Татьяны Ахмедовой к тому времени, правда, уже оказалось около 600 миллионов долларов, но она возжелала еще и супер-яхту стоимости в 492 миллиона долларов США. Так что теперь ей придется довольствоваться малым. Истина восторжествовала — лодку окончательно отнесло к нефтяным берегам ее бывшего мужа. Вот такие светские и не очень светские новости к столетию празднования завершения самой империалистической из всех войн, включая обе мировые, что стала поводом для нескольких революций и причиной для социальных иллюзий, которые даже в веселую предрождественскую пору выглядят не слишком убедительными сказками для взрослых. На выстриженных на единый солдатский манер головах народов всегда сиял и будет в дальше сиять алмазный венец нетающего богатства их хозяев. Андрей Бинев, журналист, аналитик.