Ещё

Трудности десятилетки: как выполняется план развития транспортной системы России 

Трудности десятилетки: как выполняется план развития транспортной системы России
Фото: Daily Storm
В 2010 году запустило десятилетнюю программу развития транспортной системы России. Первоначально проект должен был быть завершен в 2020 году, но в 2017-м срок был продлен на год. Программа предусматривает строительство новых железнодорожных веток как на севере, так и на юге России, постройку дорог и аэропортов. При реализации ряда объектов разработчики столкнулись с трудностями, сроки были перенесены, а цена проектов возросла. Daily Storm изучил, как идет строительство железных дорог рядом с балтийскими и южными морскими портами России (через них идет значительная часть экспорта нефти и газа), а также как строились аэропорты (к чемпионату мира по футболу власти пытались обновить региональные воздушные гавани).
От Черного моря до Балтики
сконцентрировалось на развитии инфраструктуры портов. Корпорация активно строит подходы как к портам Балтики, на берегах Финского залива (шесть портов), так и к южным портам Азово-Черноморского бассейна (это 17 морских портов, пять из которых расположены в Крыму). Через морские порты на экспорт идут большие объемы нефти, сжиженного газа и зерна. Объемы растут, и, по данным СМИ, опережают уровень развития инфраструктуры. Чтобы решить эту проблему, «РЖД» строит новую железнодорожную ветку в обход Краснодара и подходы к портам. Новая дорога позволит также разгрузить железнодорожный узел, который проходит через столицу региона. Проект пока выполняется без задержек. Завершение стройки намечено на конец 2018 года. Стоимость оценивается в 88,2 миллиарда рублей. К слову, о необходимости повысить пропускную способность железных дорог, ведущих в южные порты, в марте говорил и президент России .
К Балтийскому морю на автомобилях и поездах
На Балтике «РЖД» реализует сразу несколько крупных проектов. В частности, корпорация строит ж/д пути к самому крупному порту Балтики — Усть-Луге (расположен в 60 километрах от границы с Эстонией) и другим портам южного берега Финского залива. Из Усть-Луги российские компании эскпортируют в Европу нефть. В 2017 году через порт, по данным «Транснефть-Балтики» (оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов), прошло более 32 миллионов тонн нефтяных смесей.
Проектированием проекта ж/д подходов к Усть-Луге занималось ПАО «Ленгипротранс» («РЖД» было крупнейшим заказчиком института). ПАО разрабатывало проекты, связанные с железной дорогой и метро Петербурга.
Проект строительства подходов к портам южного берега Финского залива стал одним из нескольких крупных заказов, которые «Ленгипротрансу» удалось получить после «голодных» 2014-2015 годов (стоимость контракта — 378 миллионов рублей).
А строительством путей вдоль берега занимается филиал АО «РЖДстрой». В 2010 году выявила нарушения в работе организации. Оказалось, что подрядчик строил пути без разрешения ГУ «Ленавтодор» и комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, а также без согласования с управлением региональной .
В 2011 году у проекта подходов к портам южного берега Финского залива появилась другая проблема — «РЖД» сообщило о нехватке 25 миллиардов для завершения стройки (правительство оценило общую стоимость проекта в 125 миллиардов рублей). Корпорация попросила выделить бюджетные средства.
В 2014 году проект сдвинулся по срокам. Подрядчик не успел вовремя построить станцию Лужская-Генеральная (три пути) в северной части порта Усть-Луга. Строительство ж/д подходов должно было увеличить объем грузовых перевозок. В 2014 году перенос сроков стройки якобы помешал возвести новые портовые терминалы компаниям-экспортерам.
К 2020 году разработчики хотели увеличить объем грузов, проходящих через Усть-Лугу, вдвое (в 2017 году порт принимал в среднем по 50 пар поездов). Для этого вдоль южного берега Финского залива строятся дополнительные железнодорожные пути (протяженностью более 150 километров).
Параллельно со строительством ж/д путей к Усть-Луге в 2017 году подвели обновленную четырехполосную автомобильную дорогу. Ее строительство заняло около шести лет. Дорога соединила трассу «Нарва» с портом. При закладке дороги без оказий не обошлось. При строительстве дороги Росавтодор изъял у «Компании Усть-Луга», которая занимается стройками в одноименном порту, семь фрагментов из двух земельных участков. Застройщик подал иски к дорожным властям. Те настаивают, что ничего особенного не произошло. Земля как была, так и осталась в федеральной собственности.
Небо отсрочили
Одним из самых проблемных транспортных объектов для России оказался аэропорт Храброво (Калининград). Его реконструкция началась еще в 2013 году, а запустили объект перед началом чемпионата мира по футболу — 2018. В ходе работы у властей возникли проблемы с подрядчиком — реконструкцией аэродрома занималась структура группы «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых (против них возбуждено уголовное дело, их обвиняют в хищении 300 миллионов рублей). Подрядчик должен был удлинить взлетно-посадочную полосу, чтобы аэропорт смог принимать крупные авиалайнеры типа 767. Но, по версии властей, стройка шла из рук вон плохо. Компания позднее подтвердила, что столкнулась с трудностями, объяснив это девальвацией рубля, ростом цен на оборудование и материалы. Застройщик пообещал исправить ситуацию, но контракт был разорван.
Новым подрядчиком назначили «Центродорстрой» (один из крупнейших дорожно-строительных подрядчиков в России). Срок сдачи отодвинули на 2018 год. Аэродром был сдан в апреле 2018-го. Как выяснили в , из-за низкого уровня организации работ и затянувшихся сроков цена проекта тоже значительно выросла, — с 3,3 до 3,9 миллиарда рублей (на 655 миллионов). Это бюджетные деньги.
Проблемы возникали и при строительстве терминала нижегородского международного аэропорта Стригино. Этот объект тоже готовился к ЧМ-2018. В 2015 году генеральный директор ЗАО УК «Аэропорты регионов» рассказывал, что у основного застройщика возникли трудности с субподрядчиками, и ему не удалось мобилизовать достаточное количество рабочих.
В Саратове, где строят новый аэропорт, у инвестора (УК «Аэропорты регионов») тоже возникли трудности. В 2016 году подрядчик посчитал, что проект нужно переформатировать из-за девальвации рубля. Открытие аэропортового комплекса было перенесено с конца 2017 года на начало 2019-го. Цена проекта выросла на 500 миллионов рублей. Первоначально постройка аэропортового комплекса оценивалась в 12 миллиардов рублей (сейчас в Саратове продолжает действовать аэропорт Центральный, принадлежащий акционеру закрытой в этом году авиакомпании «Саратовские авиалинии»).
Позднее в ходе стройки аэропорта на новой взлетно-посадочной полосе (ВПП) образовалась трещина. Застройщику пришлось переделывать 600 метров ВПП: укладывать подложку полосы, песчаную и гравийную основы и бетон.
Справка
По данным на 2017 год, общий объем финансирования программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» составил 10,25 триллиона рублей.
Страны, в которых не любят туристов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео