Турагентство – не благотворительный фонд

Как юрист убедил судью в том, что агент может не возвращать свою комиссию В России хоть и не прецедентное право, но юрист Елена Баринова решила напомнить турагентам, что в случае судебных разбирательств по итогам краха туроператоров они могут отстоять свою зарплату – комиссию. Турагентам «Натали Турс» посвящается 29 октября Елена Баринова написала в Фейсбуке пост о том, как ей удалось убедить судебную коллегию Мосгорсуда указать в апелляционном определении важный вывод: если турагентство выполнило свои обязательства по договору, то имеет право получить агентское вознаграждение. Речь идет о судебном деле от 14 января 2014 года, которое подробно разбиралось в статье HotLine.travel «Должник и любовница». Напомним, туриста не пропустили на паспортном контроле из-за ограничения выезда по постановлению судебных приставов. Он требовал с турагента полного возврата стоимости путевки,неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. Суд взыскал более 340 тысяч рублей с турфирмы «Акватур». Заочное решение, вынесенное в отсутствие ТА, удалось отменить. Но при новом рассмотрении дела ходатайство привлечь в качестве ответчика туроператора и запросить у него расчет фактически понесенных расходов суд первой инстанции отклонил и повторно взыскал с агентства ту же сумму. Елена Баринова в итоге смогла тогда отстоять и агентское вознаграждение директора «Акватура» Ильи Демидова, однако подробно о том, как это было сделано, HL еще не писал. История учит В Московском городском суде дело рассматривалось 20 августа 2014 года, заседание было назначено на 15:00. В зал пригласили в 18:00. Это обстоятельство впоследствии сыграет важную роль. В апелляционной жалобе Елена Баринова просила решение Солнцевского суда отменить и в иске к турагенту отказать в полном объеме. «В процессе слушаний председатель Судебной коллегии настойчиво предлагала мне согласиться на возврат агентского вознаграждения, ссылаясь на то, что поездка не состоялась. Пришлось напомнить, что агентское вознаграждение – это единственная статья дохода турагента, работа была выполнена и вывеску на благотворительный фонд турагент не поменял», – комментирует юрист. По ее словам, в ответ последовал убойный аргумент – что результата работы турагента нет, так как турист не уехал. Пришлось включить тяжелую артиллерию и привести довод не менее веский. Елена Баринова напомнила, что за время трехчасового ожидания до начала заседания коллегия должна была рассмотреть около 30 дел, 15 из них было отложено в связи с неявкой сторон. Результата нет, но зарплату члены коллегии получат в полном объеме. Это был смелый и достаточно рисковый поступок, так как представители российской Фемиды могли бы воспринять эти слова в штыки. «Минутное замешательство, недоумение, потом улыбки, и я поняла, что победила», – вспоминает Елена Баринова. Ей удалось убедить коллегию указать в определении, что если агент свои обязательства по договору исполнил, агентское вознаграждение не подлежит возврату. «Я решила реанимировать эту историю, потому что сейчас много бегаю по судам за агентов, которые работали с ООО «Панорама Тур» (торговая марка «Натали Турс». – Ред.). Я же за маленьких всегда. Туристы понимают, что с туроператора ничего получить не удастся, и всё чаще заявляют отдельные требования о взыскании агентского вознаграждения с турагента. Я просто хотела напомнить представителям туристической розницы, что не стоит разбрасываться своим честно заработанным», – говорит Елена Баринова. По словам Елены, если учесть, что франчайзинговые агентства «Натали Турс» в месяц бронировали в среднем по 60 заявок, им нужно более миллиона рублей, чтобы вернуть туристам только комиссию. Для многих турфирм это просто неподъемная сумма. И часто они вынуждены выбирать: либо закрывать бизнес, либо идти в суд. Как показывает практика, шансы победить у турагентов есть.

Турагентство – не благотворительный фонд
© HotLine.travel