Найти резидента. Почему туркластер в СКФО пока не окупается?
Эффективность курортов по итогам 2018 года определят без учёта вложенных в них частных инвестиций, как это было ранее. Ведь пока львиную долю составляют государственные вливания. Летом этого года работу всех ОЭЗ в СКФО Минэкономразвития РФ оценило как неэффективную. Но, как пояснили в компании «Курорты Северного Кавказа», есть объективные причины такого положения дел. Канатки – на вес золота «Туристско-рекреационные ОЭЗ существенно отличаются от промышленно-производственных. Там резидентам, по большому счету, от государства нужны только льготные условия инвестирования и подведённая к площадкам инженерная и транспортная инфраструктура. А горнолыжные кластеры, как правило, начинают приносить отдачу только после того, как там создадут дорогостоящую инфраструктуру. Как правило, это 7-10 лет», – прокомментировал генеральный директор КСК Хасан Тимижев. Государство учло это, и теперь эффективность работы туристских ОЭЗ будут оценивать по другим критериям, учитывая, сколько рабочих мест там появилось, каковы налоговые отчисления и т.д. Сейчас в СКФО – 5 туристско-рекреационных ОЭЗ. Это горнолыжные курорты и один туркластер на побережье Каспийского моря в Дагестане. Все они развиваются, в первую очередь, на государственные деньги. Есть и частные инвесторы, но их пока не так много. Из-за чрезмерной дороговизны некоторые перспективные проекты государство пока не развивает. Это, к примеру, североосетинский Мамисон. Чтобы построить там подъездную трассу, нужно выполнить реконструкцию туннеля. Что касается курортов, которые в итоге получили статус ОЭЗ, в приоритете сейчас Архыз, Приэльбрусье и Ведучи. На строительство горнолыжной инфраструктуры в последние годы направляют основные бюджетные инвестиции. Это немалые суммы. В один только Архыз, по данным Министерства по делам Северного Кавказа, в 2010-2017 гг. вложили 1,5 млрд руб. «Дело в том, что в России нет своего производства канатных дорог, и всё оборудование приходится закупать за рубежом, – поясняют в пресс-службе компании «Курорты Северного Кавказа». – А поскольку канатных дорог нужно всё больше и больше, в федеральном бюджете на 2018-2021 гг. заложили более 17 млрд рублей на эти цели». От простого к сложному Выход государство нашло, создав совместное российско-французское предприятие по производству канаток. Сначала оно будет выпускать простые в изготовлении конструкции, а в дальнейшем и более сложные детали. Со временем отечественные канатки полностью заменят импортные. Но приобретать за рубежом приходится и другое – системы противолавинной защиты, установки для искусственного снега и т.д. Частных инвесторов, резидентов ОЭЗ, пока чуть больше 30. Большинство из них работают в Приэльбрусье и Архызе. Как правило, они строят гостиницы, развлекательные комплексы и т.д. Недавно появился первый резидент в Армхи. Он построит многопрофильный торгово-досуговый центр с краеведческим музеем, торговыми рядами, сувенирными лавками. «Я постоянно бываю в Приэльбрусье, а в своих «родных» горах, Домбае и Архызе, и вовсе работаю, – говорит инструктор по горным лыжам Каиль Исаков из Карачаево-Черкесии. – Мне нравятся перемены на этих курортах. Там создали всю необходимую инфраструктуру для отдыхающих. Пока есть проблема с обеспечением трасс искусственным снегом, но, думаю, в ближайшие годы решат и её. Ещё больше меня радует сервис. Этой зимой власти для удобства отдыхающих вводят единый ски-пасс в Приэльбрусье, Архызе и Ведучи. Я рад, что мы перенимаем лучший опыт у других стран».