Ещё

Лас-Вегас с открытом море ("Der Spiegel", Германия) 

взволнованно и несколько потерянно пробирается через огромный павильон на Вашингтон-авеню, что в Майами-Бич. Лицо судостроителя из Папенбургана-Эмсе отражает внутреннее напряжение. У каждого, с кем удается заговорить, он пытается выведать: быть может, его партнер по бизнесу Ричард Д. Фейн как-то обмолвился о «проекте Sunshine»? Здесь, в выставочном центре на побережье Майами, в 1964 году боксер Кассиус Клей, впоследствии взявший имя , одержал легендарную победу и получил титул чемпиона мира в тяжелом весе. Теперь здесь каждый год встречаются тяжеловесы совсем другого порядка. Выставка Cruise Shipping Miami привлекает со всего мира компании, имеющие отношение к морским круизам. Сюда съезжаются судовладельцы, руководители верфей, производители судового оборудования, портовые операторы. «Проект Sunshine» — так Майер и Фейн обозначают предполагаемый заказ на строительство двух гигантских круизных лайнеров стоимостью 1,4 млрд евро, первый из которых планируется спустить на воду осенью 2014 года, а второй — весной 2015 года. Фейн возглавляет американо-норвежский холдинг Royal Caribbean Cruises, круизный флот которого занимает второе место в мире. Немец не прочь получить этот заказ. Фейн и Майер знакомы давно. К тому же они подписали соглашение о намерениях. И все же на выставке Cruise Shipping Miami президент Royal Caribbean Cruises не преминул заглянуть на стенд крупнейшего конкурента Майера, итальянской государственной верфи Fincantieri. Если заказ уйдет на сторону, Майеру придется непросто. С лайнерами дело обстоит иначе, чем с автомобилями или печатными станками: с момента заказа до поставки нередко проходит по 5-6 лет. Каждый шедевр судостроения стоит минимум полмиллиарда евро. «Мы уже согласовываем детали и прорабатываем вопрос финансирования», — говорит Майер. «Проект Sunshine» приведет к увеличению флота Royal Caribbean Cruises до 42 судов. Холдинг располагает крупнейшими в мире лайнерами, такими как «Аллюр морей» и «Оазис морей», длина которых составляет 360 м, а ширина — 60 м — почти в два раза превышает габариты шлюзов Панамского канала. В открытое море выходят целые города; «Аллюр» и «Оазис» в состоянии взять на борт более 6200 пассажиров каждый, не считая 2300 человек экипажа и обслуживающего персонала. В отрасли принято щеголять превосходством, атмосфера золотой лихорадки все больше входит в моду. Круизы приносят миллиарды, в индустрии туризма на них возлагают основные надежды. Едва ли найдется другое направление турбизнеса с подобной рентабельностью, не говоря уже о темпах роста. «Агентству нужно пристроить 4-5 путевок „все включено“, чтобы заработать, как на одном круизном билете», — констатирует Том Феке, отвечающий в Royal Caribbean Cruises за продажи в немецко-язычных странах. В прошлом году только в Германии выбор в пользу морского вояжа сделали 1,2 млн человек, еще 433 тыс. немцев предпочли более «домашние» речные пароходы. В открытое море отправляется как никогда много семей с детьми, средний возраст пассажиров круизных кораблей беспрецедентно снизился и на отдельных лайнерах немногим превышает 40 лет. На американском рынке, который еще недавно считался ключевым, продолжается стагнация. И потому за последние четыре года холдинг Royal Caribbean Cruises перебазировал к берегам Европы целых семь лайнеров. Каждое второе судно его флота сегодня обслуживает европейцев. В Германии на некогда экзотический сегмент морских круизов приходится почти 12% оборота туризма, или 21 млрд евро. Под впечатлением такой статистики судоходные компании заказывают один плавучий микрорайон за другим. В водах Балтийского и Средиземного морей, Карибского бассейна и Персидского залива курсирует уже три сотни круизных лайнеров. А общее число морских прогулочных судов достигает пятисот — если считать многочисленные паромы, которые позиционируют свои убогие вылазки как «мини-круизы», чтобы подзаработать на буме. За последние 5 лет верфи планеты спустили на воду 47 новых судов. Потенциал отрасли год от года растет, только в 2010 году появилось 30 тыс. новых спальных мест на воде — это рекорд. В ближайшие 4 года планируется передать заказчикам 22 новых судна. Торжественный спуск на воду очередной посудины напоминает открытие Олимпийских игр в миниатюре: в программу входят концерты с живым звуком, лазерные шоу и фейерверки. 14 мая обязательный душ из шампанского примет «Мой лайнер-2» компании TUI Cruises; 21 июля пробьет час «Силуэта успеха» Royal Caribbean Cruises. Старт марафону был дан 9 апреля: в Киле на воду спустили «Аида Солнце» американо-британской компании Carnival Corporation. Это семейное (на тот момент) предприятие основано Тедом Арисоном в 1970-х. Сегодня компанией руководит его сын Микки, загорелый исполин, напоминающий молодого . Арисон-младший успел поработать на лайнерах продавцом лотерейных билетов «Бинго», после чего в 1979 году принял бразды правления из рук отца. «Оборот тогда составлял $44 млн в год, прибыль — $12 млн», — вспоминает Арисон. С тех пор Carnival Corporation стал крупнейшим круизным холдингом в мире, акции которого котируются на бирже, а годовой оборот приближается к $14 млрд — не в последнюю очередь благодаря немецкому бренду Aida Cruises, который принадлежит концерну с 2003 года. «Немцы и правда знают свое дело», — признает Арисон. Компании предлагают круизы на любой вкус. «70 тыс. тонн металла» — с таким слоганом лайнер «Королева морей» под оглушительный аккомпанемент вышел из форта Лодердал с 42 хард-рок-группами на борту, чтобы дойти до Багамских островов и вернуться. Туроператор Atlantis фрахтует суда специально для гомосексуалистов. Эстеты могут насладиться голосом актрисы Сенты Бергер на борту теплохода «Европа». Без внимания не осталась ни одна целевая группа, что вкупе с классическими семейными круизами привело к становлению нового массового рынка. Чем вызвано столь повальное увлечение прогулками в открытое море? У Клауса Рюлеманна есть сразу три объяснения: «Во-первых, за короткое время можно познакомиться и пообщаться с колоссальным количеством людей. Во-вторых, за считанные дни оказываешься в разных городах и странах, и не нужно беспокоиться о багаже. Наконец, ни один отель не может предложить такого спектра развлечений, досуга и велнеса, как на лайнере». 49-летний житель Майнца, работающий техником на машиностроительном предприятии, вполне может претендовать на звание постоянного вояжера. За его плечами 22 круиза, начиная с 2003 года он все отпуска проводит на лайнерах Aida Cruises. Рюлеманн «опробовал» все маршруты, которые организует концерн, побывал в восточной и западной частях Средиземного моря, в Карибском бассейне, прошел путем «Титаника» — из Гамбурга в Нью-Йорк мимо Гренландии ("Бесподобно!"), повидал страны Персидского залива. Организаторы пытаются превзойти друг друга по обилию аттракционов и разнообразию увеселений на борту, чтобы завоевать еще больше сердец отпускников. Нередко количество бассейнов на одном лайнере может доходить до десяти, а ресторанов на любой вкус — до 24. На «Аллюре морей» и «Оазисе морей» имеются даже канатные дороги от носа до кормы; «Мечта Диснея» завлекает 250-метровой водной горкой Aqua Duck, возвышающейся на головокружительные 50 м над уровнем моря и на 4 м — над бортом лайнера. В гротескных увеселениях недостатка нет: едва ли где-то еще можно встретить столь последовательное копирование искусственного блеска Лас-Вегаса, включая игровые автоматы. На некоторых лайнерах есть даже бассейны с искусственными волнами для серфинга. Альпинистские стенки. Ледовые катки. Поля для мини-гольфа с натуральным газоном. Песчаные пляжи. Пивоварни. Наконец, картинные галереи, в которых художники вроде Джеймса Рицци под искусственными пальмами предлагают свои эстампы. При всей пестроте иллюзорного мира судоходные компании пытаются во что бы то ни стало избежать деградации круизных судов до уровня оазисов пошлости в открытом море. Спа-зоны призваны излучать атмосферу роскоши: «карибская косметика St. -Barths, натуральные лосьоны, вручную разлитые по флаконам с надписями, тисненными золотом», восторгается Катарина Хуке. Косметолог из Тюрингии устроилась на лайнер «Аида Солнце». «Пока молода, нужно повидать мир», — говорит она. Корабельным театрам могут позавидовать многие театральные площадки на суше. Только сценическое оборудование со светодиодными панелями, гидравлическими сценами и трапециями на «Силуэте успеха», который после завершения строительства в июле на верфи Майера будет передан компании Royal Caribbean Cruises, стоит почти 30 млн евро. Многим уже давно важна не цель путешествия, а сама возможность отдохнуть на лайнере. Несмотря на то, что еда и напитки, как правило, включены в цену билета, около 20% доходов компании Aida Cruises приходится на платные услуги на борту. И даже когда пассажиры все же оказываются на суше, нередко они застревают в терминале, превращенном в огромный торговый центр. Не так давно круизный холдинг Royal Caribbean Cruises возвел на Ямайке собственный терминал с примыкающими торговыми галереями: у бедных островитян на такие храмы потребления нет средств. Сегодня новые вокзалы для любителей морского туризма строятся в Барселоне и Гонконге. В Royal Caribbean Cruises застолбили за собой сразу два острова, на которые заходят суда во время круизов по Карибскому бассейну и к Багамам: круизный холдинг арендовал Лабади, расположенный к северу от Гаити, и приобрел в собственность Коко-кей (один из Багамских островов). Вниманию отдыхающих в первую очередь предлагаются не красоты природы, а улочки с ресторанами и сувенирными лавками, которые вполне могли бы находиться где-нибудь в Римини. Из-за таких излишеств круизную отрасль нередко обвиняют в декадентстве. Гигантские прогулочные лайнеры вывозят в свет западное общество потребления и изобилия. На судне средних размеров, таком как «Аида Солнце», через руки поваров — за неделю! — проходит 1,2 тонны мяса и колбасных изделий, 800 кг рыбы, 4 тонны ананасов, 1,5 тонны томатов, 1,5 тонны огурцов, 3,5 тонны картофеля. А так как ни андалузской ветчины, ни изысканной сухой смеси для приготовления столь любимого немцами черного хлеба, ни итальянского монтепульчиано в портах Карибики не купить, все эти продукты едут следом за круизными лайнерами — на баржах. Большая часть грузов в конечном итоге переквалифицируется в отходы. За один день пути на лайнере накапливается 3 тонны использованных упаковочных материалов, 6 тонн пищевых отходов и шлама сточных вод, 3,3 тонны стеклянной и алюминиевой тары. Президент судоходной компании Aida Cruises Михаэль Тамм заверяет: во всяком случае, с его судов в море не выбрасывается ничего и даже канализационные стоки проходят такую очистку, после которой они почти соответствуют требованиям к питьевой воде. И все же расточительное использование ресурсов налицо. Не отличаются экономностью и двигатели океанских судов. И хотя у побережья появляется все больше так называемых зон контроля над выбросами, в которых океанские лайнеры могут использовать такие виды горючего, как дизельное топливо или сжиженный газ, но в открытом море все они в основном жгут мазут. Только на долю круизных лайнеров приходится свыше 19 млн тонн выбросов двуокиси углерода в год, что соответствует 1,2 тонны на пассажира. Для сравнения: автопробег из Гамбурга в Тоскану и обратно приводит к выбросу 417 кг двуокисиуглерода. При этом на долю прогулочных лайнеров приходится всего 1,8% от выбросов всех судов (1,04 млрд тонн двуокиси углерода в год). Тамм понимает: «Неиспорченная природа есть основа нашего бизнеса. Никто не захочет отправиться в зону экологического бедствия». Михаэль Тамм приводит целый список реализованных мер: применение силиконовой краски, снижающей трение (расход топлива сократился на 3%), модернизация системы кондиционирования, новый дизайн винтов (еще 5% экономии), оптимизация изгиба перьев руля с учетом гидродинамики (минус 1% расхода). Слушая Тамма, можно подумать, что он руководит не круизным холдингом, а природоохранной организацией. В отрасли борются за имидж радетелей о чистоте окружающей среды. Для дальнейшего роста это необходимо.
Перевод: , «Профиль»
В какой стране жить лучше всего
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео