Ещё

«Нам очень помог исландский вулкан», — Виталий Савельев, гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» 

«А давайте поспорим: если я отожмусь от пола 70 раз, то интервью не будет», — глядя на меня в упор, предлагает . Я с трудом себе представляю человека в деловом костюме, отжимающего от пола, но от спора на всякий случай отказываюсь: Савельев любит произвести впечатление и посостязаться (чего стоит появление в многочисленных рейтингах — по уровню сервиса, безопасности, пассажиропотоку, объему операционной и чистой прибыли, стилю формы бортпроводников, дизайну сайта и проч.). Физическая нагрузка заменена разглядыванием фотографий в iPad. Вот дочка Савельева в костюме пирата, вот исторический центр Вены… «Я фотографирую 40 лет», — замечает Савельев. Там же, в iPad, его рабочий график — все события и мероприятия вбивает сам. Использование iPad — никакая не дань моде, разумеется. «Это лучший вариант с точки зрения компактного и качественного устройства для выхода в интернет и получения почты», — утверждает Савельев. В России планшетник еще не сертифицирован, поэтому «Аэрофлот» пока не может «сделать массовую закупку этих аппаратов для нужд топ-менеджеров компании», добавляет он. Полтора года назад Савельев давал интервью в старом офисе «Аэрофлота» на Ленинском проспекте. Сейчас мы беседуем в бизнес-центре на Старом Арбате. «Ведь , Белый дом, офисы компаний-партнеров находятся в центре города», — объясняет он переезд.
— Что вы сделали за 1,5 года работы в «Аэрофлоте»? — Инвесторы по-другому стали смотреть на «Аэрофлот». Когда я пришел [апрель 2009 г.], компания стоила $1,2 млрд, а сейчас — $2,65 млрд Но «Аэрофлот» все еще недооценен — по расчетам аналитиков, на 38%. Рост капитализации связан прежде всего с действиями менеджмента, а также с рыночной конъюнктурой. Мы не раз заявляли, что будем лучшие по сервису в Европе. Это смотрелось тогда несколько нахально, амбициозно. Но нам удалось. В начале 2010 г. альянс Skyteam провел исследование среди компаний — членов альянса, в результате «Аэрофлот» занял 1-е место по обслуживанию пассажиров в экономклассе на коротких и средних рейсах, в бизнес-классе — на дальних рейсах. Консалтинговая компания Bain задала 8500 нашим пассажирам один-единственный вопрос: «Порекомендовали бы вы „Аэрофлот“ близким и друзьям?» Мы получили результат в 44%, это было выше всех наших ожиданий, потому что у европейских авиакомпаний — 23%, у американских — 17%. Bain подсказала нам, что следует сделать. Иностранных пассажиров интересуют безопасность, регулярность и сохранность багажа, россияне же в первую очередь называли качество питания, развлечения на борту и внешний вид бортпроводниц. Мы дополнительно выделили $10 млн на улучшение сервиса. Для экономкласса закупаем достаточное количество пледов, чтобы их хватало на всех; с марта будем выдавать устройства для индивидуального просмотра фильмов на борту — за символическую плату пассажиры смогут воспользоваться ими. Репертуар фильмов обновлен, сейчас предлагается 30 фильмов, а с марта уже 200 с субтитрами на всех основных языках, включая японский и китайский. Наконец, рассматриваем возможность с декабря же вернуть на международные рейсы вино. Хотя не факт, что вернем, потому что очень много просьб от пассажиров этого не делать. — Но ограничения на алкоголь вводились, чтобы выпившие пассажиры не буянили, не создавали проблем другим. — Мы всем доказали, что можем справляться даже с хулиганами, которые занимают большие посты. Так, в Петербурге мы сняли с борта трех сотрудников . Они были пьяны и вели себя вызывающе. В итоге двое уволены, третий получил выговор. Недавно высадили в Перми монгольских пассажиров. Для нас нет ни регалий, ни званий. Командиры воздушных судов имеют четкий регламент: если происходит инцидент на борту, то они имеют право принять решение об экстренной посадке и высадить пассажира. А потом через суд авиакомпания требует с пассажира компенсаций. С декабря же на борту появится новое меню. Смена блюд происходит каждые 3–4 месяца. Меню бизнес-класса вообще проходит тщательную дегустацию. В ней участвуют менеджеры компании, в том числе и я, а также представители компаний-поставщиков и часто летающие пассажиры. В зимнем меню для бизнес-класса появится черная икра. Поставщик — калужский питомник осетровых. Да, дорого. Но пассажир бизнес-класса именно за такое и платит! Подчеркну, что «Аэрофлот» — одна из немногих компаний, которая сохранила полноценный бизнес-класс. С большими удобными креслами, которые раскладываются, разнообразным питанием и хорошим алкоголем. У многих перевозчиков разница между эконом— и бизнес-классом минимальна, они разделяются шторкой. Сам проверял. — А форму бортпроводников зачем поменяли? — Как зачем? Красиво. Пассажирам нравится — у нас много позитивных откликов. Психологи установили, что прежний цвет формы стюардесс вызывал чувство повышенной напряженности у пассажиров. Кстати, по стилю форменной одежды «Аэрофлот» занял 8-е место среди всех авиакомпаний мира. Мы обогнали ! Впереди нас  и British Airways. Так у них, извините, форму разрабатывают модельер , дизайнеры модного дома Gucci. А у нас — Бунакова и Хохлов [модельеры из Петербурга], пока не настолько известные в мире. — Идет какое-то соревнование брендов? — Там смотрят на стиль изделия. И, безусловно, на автора. Но при этом «Аэрофлот» в первой десятке. Из того что мы посмотрели, стиль нашей формы — один из лучших. — Кстати, про сервис. На днях мне позвонили двое знакомых с жалобами на «Аэрофлот». В первом случае на рейсе до Стамбула большой самолет Boeing 767 был заменен лайнером меньшей размерности Airbus 321; пассажиров предупредили в последний момент, многим пришлось возвращаться домой и лететь на следующий день. Во втором случае человек больше часа ждал багаж, при этом пассажиров никак не информировали о причинах задержки. — Жалобы пассажиров мы рассматриваем каждый понедельник. На их основе и улучшаем наш сервис. Естественно, я не всегда лично осведомлен о подобных случаях. Вот мой ящик — saveliev-info@aeroflot.ru, на него можно присылать все жалобы и предложения. — Когда будет синхронизирована программа лояльности «Аэрофлот бонус» с такими же программами других авиакомпаний Skyteam? — Синхронизация программ практически завершена — за мили нашей программы можно оформлять премиальные билеты на рейсы перевозчиков альянса, привилегированные карты «Аэрофлот бонус» открывают двери в салоны альянса по всему миру. Работа по синхронизации ведется, но часто это зависит не от нас, а от наших партнеров по Skyteam. — Участники «Аэрофлот бонуса» опешили от недавнего рекламного слогана «Моментально в море!». Когда речь идет об авиации, такие вещи совсем не смотрятся весело и креативно. — Это точно не слоган «Аэрофлота». Я ничего о нем не знаю. Если его распространили, то без согласования, а значит, авторы слогана будут наказаны. — Есть недовольство и в адрес сайта «Аэрофлота». Наиболее распространенные проблемы — медленно работает, зависает, порой не проходит платеж, в итоге надо идти в офис и покупать билет там, а в офисе нередко очереди и дополнительный платеж за то, что человек пришел в офис за бумажным билетом. Почему? — Как может быть плохим сайт, который признан лучшим сайтом в России? Сайт, через который уже сейчас продается до 18% билетов на наши рейсы? Те проблемы, о которых вы говорите, в большинстве случаев связаны с устаревшими компьютерами и их слабыми процессорами, которыми, к сожалению, еще пользуются. Но мы не можем ориентироваться на устаревшие формы, мы стараемся опережать время. А я бы хотел обратить внимание на растущее число пассажиров. Мы ожидаем, что в 2010 г. компания перевезет более 10 млн пассажиров, в 2011 г. — 13 млн Нынешнее лето было рекордным: по 1,2–1,3 млн пассажиров каждый месяц. Такого результата не было с момента образования ОАО «Аэрофлот» — с 1994 г. — В чем секрет? — Вы не поверите, но нам очень помог исландский вулкан. Помните заявление премьера в тот момент, что скоро «Аэрофлот» останется единственной компанией, которая летает по Европе? Так и получилось! Я запросил нормативы по содержанию пепла в кубатуре воздуха, оказалось, что их не существует. И тогда мы приняли решение возобновить полеты в обход облака вулканического пепла. Перевезли 32 000 пассажиров, включая пассажиров других авиакомпаний. При этом каждый самолет, который возвращался на базу, проходил тщательное обследование. Это были большие дополнительные траты, но безопасность превыше всего. Да, мы не воспользовались форс-мажором, не извлекли сверхприбыль, да, 4200 человек разместили в гостиницах себе в ущерб. Но все, кто попробовал «Аэрофлот», больше не летает ничем другим. Наша авиакомпания не останавливала полеты и во время летнего смога. Подавляющее большинство пилотов имеют специальную подготовку — умеют сажать машины практически при полном отсутствии видимости. Отсюда и рост пассажиропотока. — Вы, как только пришли в «Аэрофлот», заявили о сокращении издержек. Каковы результаты? — Мы сократили затраты в прошлом году на $986 млн И, как показала практика, это был единственный верный шаг, чтобы компания сохранила прибыль. Существенные сокращения прошли по части IT — было 180 платформ, теперь всего три: SAP, Sabre и Lufthansa Tecnik. В «Аэрофлоте» SAP внедрялась 10 лет, было затрачено более $18 млн, но так ничего и не было сделано. Надеемся, что полное внедрение системы SAP будет закончено к концу апреля 2011 г. Мы продали 150 служебных автомобилей, на которых ездили сотрудники среднего звена. Экономили буквально на всем: пересматривали закупки мебели, технических средств. Пришлось сократить персонал: из 16 000 сотрудников уволили 2350. Но все прошло разумно: 500 человек, занимающихся чисткой салонов самолетов, вывели на аутсорсинг; около 700 человек проводили на пенсию; дальше урезали управленческо-бюрократические кадры. Ни один пилот, ни один инженер, ни один сотрудник авиационной службы обеспечения не был уволен — наоборот, таких сотрудников только набирали. К примеру, серьезно увеличили численность службы департамента наземного обслуживания, потому что открывали терминал D. — Но дефицит летных кадров остается. — Нам не хватает 60 командиров воздушных судов. До конца года мы этот вопрос закроем. — А где берете пилотов? Наши училища выпускают недостаточно, иностранцев брать на работу в российские авиакомпании запрещено. — Найдем, не переживайте. У нас достойные зарплаты, сопоставимые с зарплатами в ведущих авиакомпаниях мира; дополнительные социальные льготы: бесплатный перелет семьи пилота к местам отдыха, субсидирование на 100% ставки рефинансирования по ипотечным кредитам в банках России и проч. Мы поднимали вопрос о найме пилотов из стран СНГ, что тоже запрещено. Но пока тишина. Вопрос с поправками в Воздушный кодекс решится сам собой — его не надо педалировать. А пока «Аэрофлот» создает летную школу — и не столько для себя, сколько для всей отрасли. Она будет расположена в Мелькисарово (там офис «Аэрофлота»), помещение выделено, директор назначен — это  [заслуженный пилот России, бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» по организации летной работы]. Через 2–3 года школа будет выпускать 120–130 пилотов ежегодно. Здесь же будем доучивать выпускников летных училищ — они, как правило, слабо подготовленные. — Независимый профсоюз пилотов не раз возмущался тем, что пилотам приходится перерабатывать — вместо 800 часов летать по 900–1000. Они даже грозились не работать в зимние праздники. Удалось ли погасить конфликт? — Под Новый год никаких инцидентов не будет. Надо смотреть историю вопроса. Наши пилоты летают 800 часов в год. И эта практика сложилась на базе старых самолетов, когда экипажи состояли из четырех человек, когда пилот таскал тяжеленный штурвал, а в кабине было шумно и некомфортно. Сейчас в современных воздушных судах, в том числе и отечественного производства, установлен так называемый сайдстик [похож на джойстик] и две педали, много компьютеров, а экипаж состоит из двух человек. И если раньше пилот управлял самолетом, то сейчас пилот управляет компьютером, а уже компьютер — самолетом. Прежде чем взлететь, пилоты вводят в компьютер программу полета. Работа современного пилота заключается в основном в ведени