Ещё

7 сентября стало вторым днем рождения для пассажиров Ту-154 

В ближайшие дни эксперты завершат расшифровку черных ящиков Ту-154, который на минувшей неделе совершил вынужденную посадку в республике Коми. Тогда эксперты смогут сделать вывод о том, почему на борту отказало сразу все электрооборудование. Экипажу лайнера удалось совершить практически невозможное — посадить машину в слепую в глухой тайге. И при этом не пострадал ни один человек, находившийся на борту. Для 82 человек 7 сентября стало вторым днем рождения.
В то утро до Москвы им оставалось лететь два часа. Но спокойный полет по привычному маршруту, изученному за долгие годы работы едва ли не до каждого облачка, вдруг оборвался зуммером аварийной сигнализации. И докладом бортинженера об отказах в системе электроснабжения. Самое неприятное — выключились все насосы, перекачивающие топливо в расходный бак.
"У нас тут всё получилось: и связь, и ориентировка, и критический остаток топлива, плюс отказ электроэнергии. То есть критические ситуации, всё вместе", — вспоминает штурман Ту-154 Сергей Талалаев.
Руководство по летной эксплуатации первым пунктом требует сообщить о неполадках диспетчеру. Командир экипажа успел это сделать. Он запросил аэродром для возможной экстренной посадки, и уже в следующее мгновение радиосвязь пропала.
Ослепший и оглохший самолет они сразу же начали уводить из воздушного коридора. Отвернули вправо и стали снижаться. Благо работали рули высоты и направления.
, командир воздушного судна Ту-154, говорит: «Вариантов у нас уже не было. Зажали вдвоем управление в этот момент. Зафиксировали, примерно знаем, что это будет, то есть у нас не будет ни крена, ничего. Зажали обои. Нырнули, выскочили».
В тот момент на панели приборов двигались стрелки только трех приборов: вариометра, показывающего скорость снижения, высотомера и указателя горизонтальной скорости. Авиагоризонт не работал и, чтобы определить положение самолета в пространстве, пришлось прибегнуть к технической хитрости.
— Кто додумался стаканчик с водой поставить? — спрашивает корреспондент.
— Это бортинженер. Это старый дедовский способ. У нас бортинженер опытный.
Хотя взглянуть на этот стаканчик они даже не успели. Слой облачности оказался небольшим и они прошли ее буквально за несколько секунд. Это была первая удача. Но до земли оставалось всего метров 400. И время неумолимо утекало вместе с остатками керосина в расходном баке. Среди тайги они пытались разглядеть хотя бы клочок открытого пространства, куда можно было бы посадить машину.
Они успели разглядеть островок с песчаной косой. На него и собирались садиться. Но судьба, проверив нервы экипажа на прочность, дала им другой спасительный шанс.
Андрей Ломанов: «И штурман, как говорю, крутил головой на 180 градусов, говорит, ребята, полоса. И мы тоже посмотрели».
Но этим шансом еще нужно было суметь воспользоваться. Ведь предкрылки и закрылки не работали. Летели, как говорят летчики, на чистом крыле.
— Как снижали скорость?
— Двигателем. В режиме двигателя уменьшали скорость. Масса была большая, где-то под 80 тонн у нас. В принципе при такой массе любит высокие режимы. Если убираешь режим, скорость в принципе гаснет.
На борту паники не было, рассказывает стюард Рифкат Низамов. Он летает на северных маршрутах 34 года и со многими клиентами авиакомпании давно знаком лично. Его спокойствие передалось пассажирам. Кто-то дал волю чувствам только после того, как всё уже закончилось.
"Всё совершенно спокойно. Вот мы с  сидели в хвосте. Единственное, она крестила самолет при каждом заходе, — вспоминает Рифкат Низамов, бортпроводник Ту-154. — Пассажиров всех крестила. Это всё как в кино. Я вот знаю сюжет, что концовка будет хорошая. Первое дело, что мы сделали, это напоили пассажиров водой. После приземления у троих-четверых человек была истерика".
Сейчас жена Рифката Низамова на пенсии, а когда-то они вместе летали в одном экипаже. Теперь на каждом празднике третий тост поднимают за , который в мирненском авиаотряде и воспитал таких пилотов. А еще благодаря инструкторам, которые нещадно гоняли их на экзаменах.
Супруга Рифката Низамова Наталья Низамова: «Они нас заставляли прыгать с трапа, мы ползали, тушили пожары. А сейчас, когда это всё случилось, первое что мне пришло в голову: „Господи, мальчишки, дай вам Бог здоровья, что вы нас так гоняли“. Это была такая школа.
— Можно сказать, что вы в рубашке родились, будете отмечать?
— Да, я думаю, будем. Не станем задирать носы, как говорится.
— Когда следующий рейс?
— Следующий рейс после разрешения председателя комиссии о допуске нас к полету. А так хоть завтра.
— Тем же экипажем?
— Ну, а как же. Никто на пенсию пока не собирается.
Самый короткий в мире перелет занимает 57 секунд
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео