Проректор УрФУ рассказал о развитии городской среды и инвестициях в нее

Не только креативные пространства и музеи, но и торговые центры, гостиницы, офисы, коворкинги способны вдохнуть новую жизнь в заброшенные исторические объекты. Однако, чтобы она началась, нужна чья-то воля и серьезные инвестиции. Об удачных примерах наполнения старых зданий современным содержанием рассказали участники круглого стола, прошедшего на Уральском историческом форуме в УрФУ. О том, какое отношение этот разговор имеет к истории как науке, мы расспросили первого проректора УрФУ Дмитрия Бугрова.

Проректор УрФУ рассказал о развитии городской среды и инвестициях в нее
© Российская Газета

Дмитрий Бугров: Историк изучает прошлое, но его как гражданина и горожанина волнует настоящее и будущее, в котором будут жить его потомки. Невозможно вечно радоваться историческому зданию, в то время как оно превращается в руины. Да, некоторые архитектурные стили не портит заброшенность, например готику, может быть, античность, - руины отличает своеобразная "эстетика печали и грусти". Правда, важно, чтобы здания не разрушались далее. А классицизму, модерну, конструктивизму, функционализму запустение не идет. Конструктивизм с выбитыми стеклами и расписанными стенами кажется уродливым. Посмотрите, как изменилось отремонтированное здание института ОММ или как выглядит комплекс "Динамо" - конструктивизм в хорошем состоянии цепляет! Руководители предприятий нашли возможность направить солидные средства на восстановление исторических объектов не потому, что так любят эти здания. Городская среда действительно нуждается в развитии. Драйвером позитивных перемен может выступать либо государство, либо частные инвесторы.

В данном случае речь именно о частниках…

Дмитрий Бугров: Мы общались с гендиректором "Синара Центра", директором по развитию холдинга USTA Hotels, представителями РЖД и музея Мосэнерго. Госпиталь на ВИЗ-бульваре, в который группа "Синара" вложила огромные деньги, казалось, проще снести - разруха полная. Теперь меня оттуда за уши не вытащишь - реально интересное пространство. Как заиграло начало проспекта Ленина!

USTA имеет непростой опыт управления зданием гостиницы "Исеть": как объяснила топ-менеджер компании, образец конструктивизма по своей исторической планировке не приспособлен под размещение гостей в современном понимании. А вот отелю "Центральному" сумели дать полноценное развитие. С этой гостиницей все получилось, хотя здание-памятник нельзя перестраивать - в нем воплощены идеи рационального модерна.

Дмитрий Бугров: Успешные проекты показывают: есть возможность не принуждением, а созданием условий приучить людей к определенному образу жизни. Фото: Архив Дмитрия Бугрова

РЖД провела в Екатеринбурге ревитализацию (возвращение к жизни) великолепного здания первого вокзала с музеем - его обязательно стоит посетить, особенно тем, кто в детстве увлеченно играл в железную дорогу. В обновленном виде предстала станция Шувакиш, появились ретро-поезда. Помню, когда в далеком 2007-м я туристом проехал по Норвегии на историческом поезде, подумал: вот бы на Урале такое! И вот сейчас у нас есть "Уральский экспресс" и "Императорский экспресс". Зачем это РЖД? Социальная миссия, гордость за компанию - да, конечно. Но и нечто большее - новая стадия обустройства территории, городской и загородной среды.

А какие бывают стадии?

Дмитрий Бугров: Эксперт-культуролог вам скажет: сперва горожане осознают потребность в обустройстве своих квартир, потом лестничных площадок и дворов, затем перекрестков. И чем раньше мы созреем до желания облагораживать перекрестки, тем в более комфортной обстановке будем жить. А заодно создадим условия для тех, кто захочет к нам приехать, для туристов. Этот процесс называется "от ревитализации к коммодификации" - когда вместо ничего появляется что-то хорошее, пусть оно приносит деньги инвестору. И вот, оказывается, кое-где мы достигли стадии обустройства перекрестков!

Скажем так, местами…

Дмитрий Бугров: Да, не везде и не сразу. Сначала должны появиться лучшие практики. Возьмем "Радугу-парк". Что было рядом с торговым центром? Пустырь. А сейчас - искусственный водоем, горка, прекрасно оборудованное колесо обозрения никогда не пустует. Спальный район, примыкающий к Широкой Речке, нуждался в чем-то таком... Ну в самом деле, не по кладбищу же людям гулять. Появилось пространство, ограниченное по площади, но реально хорошо продуманное, привлекающее людей.

Или ТЦ "Мега". Сделали зону отдыха, и сегодня там зимой и летом огромное количество людей с детьми. Поезжайте в Магнитогорск. В городе нет построек старше 1930 года. На окраине местный социально ответственный инвестор, ММК, огромный кусок земли превратил в парк столичного уровня. "Притяжение" построили в степи - попробуй придумать что-то в таких условиях! Наш Исторический сквер раньше тоже не отличался выразительностью, а сейчас, когда деревья выросли, без него сложно представить центр города. Иногда девелоперы возводят большие торговые центры и жилые комплексы, но забывают про удобство, уют, ауру места - то, что способно выманить горожанина из квартиры. Успешные проекты показывают: есть возможность не принуждением, а созданием условий приучить людей к определенному образу жизни.

Приведете другие примеры удачных преобразований в Екатеринбурге.

Дмитрий Бугров: Их множество. Мы гуляем с первокурсниками по нескольким маршрутам. От угла улиц Малышева - Горького идем к электростанции "Луч", дальше по набережной к "Косому дому", "Медному дому". Я им показываю: смотрите, когда-то здесь было дрянь-место, царили запустение, тлен и уныние. А сейчас вы наблюдаете алкашей? Стаи бродячих собак, лопухи, крапиву? Произошла джентрификация - после реконструкции когда-то депрессивных районов территория стала притягательной для людей совсем иного склада. Здесь прогуливаются семьи с детьми, влюбленные парочки, компании молодежи и убеленные сединами ветераны. Через реку видим здание полпредства. Рядом филиал Государственного центра современного искусства, на большой площадке играют дети. Повсюду атмосфера доброжелательности и позитива. Не хочу даже думать, сколько битых бутылок когда-то отсюда вывезли. И вот мы заходим в дендрарий, где плавают утки. Какая-то творческая личность поставила знак - в красном круге черная утка, а ниже - слово "туточки". Называйте как хотите: комфортная среда, креативное пространство. Здорово! Фотографирую, и в кадр утки вплывают. Уточки туточки… Где мы встретимся сегодня, дружище? Да туточки!

Другой маршрут - набережная Исети от ККТ "Космос" до Макаровского моста. Или опять-таки берег реки, но рядом парк имени Маяковского. И там, и там - примеры джентрификации, а также коммодификации, или монетизации, - появились видовые площадки, материализовалась дизайнерская мысль, открылись рестораны, кафе и коворкинги. Нашлись те, кто получает доход, наполняя конкретную территорию различными сервисами и смыслами. Какое отношение все это имеет к истории? Сегодня вроде бы никакое. А вместе с тем уже завтра и в будущем - самое непосредственное!