Госуслуги помогут сэкономить время на пересечение границы
Большинство граждан России не знают, что при поездке за границу пассажирскую таможенную декларацию можно заполнять заранее в электронном виде, чтобы потом не терять времени на ее бумажный аналог при прохождении таможни. Об этом «Парламентской газете» рассказал врио руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. Из 1,25 миллиона пассажирских деклараций, поданных в этом году, лишь 3,5 тысячи были заполнены с использованием личного кабинета на портале госуслуг. Глава ФТС предложил установить в аэропортах специальные терминалы, чтобы пассажиры заранее могли позаботиться о декларировании своего багажа, а также активнее оповещать туристов о такой возможности, в том числе по громкой связи при посадке в самолет.
Меньше бумажной волокиты
Своей главной задачей Федеральная таможенная служба ставит ускорение процесса пересечения границ. Об этом Руслан Давыдов рассказал 22 сентября во время своего доклада на открытом заседании коллегии ФТС России. После закрытия европейских границ произошел скачок товарооборота и пассажиропотока через южные и юго-восточные границы России. Километровые пробки образовались у пунктов пропуска в Грузию, Турцию, Казахстан и Китай. Во многом улучшить ситуацию удалось благодаря внедрению интеллектуальных пунктов пропуска. Водители фур и простые туристы заранее оформляют необходимые документы в электронном виде и пользуются зеленым коридором на таможне. Здесь камеры считывают номера, сопоставляют с базой данных, и оставшаяся проверка занимает гораздо меньшее время.
Глава ФТС рассказал «Парламентской газете» о новом способе заполнения пассажирской таможенной декларации.
«На портале госуслуг есть личный кабинет. Туда можно зайти и в электронном виде заполнить пассажирскую таможенную декларацию. Дальше уже фактически в пункте пропуска останется только предъявить ее и оформиться гораздо быстрее», — объяснил Давыдов.
Позаботились и о гостях
У новой системы есть один существенный недостаток, ей не могут пользоваться иностранцы. У них попросту нет доступа к российскому порталу государственных услуг. Для решения этой проблемы Давыдов предложил установить в аэропортах терминалы, дающие возможность оплатить госпошлину.
«Я предложил поставить терминалы, потому что, как правило, подача пассажирской декларации должна сопровождаться уплатой. Ради чего ты ее подаешь? Потому что у тебя есть товары, которые необходимо задекларировать, и во многих случаях это сопровождается уплатой таможенного платежа с физического лица. Нам надо в своей части поработать, с тем чтобы расширить эту практику, все инструменты есть, их надо просто активнее внедрять в жизнь», — рассказал глава ФТС «Парламентской газете».
Глобальная цифровизация
В своих докладах участники заседания коллегии ФТС отметили значительный успех в вопросе сокращения простоя транспортных средств на таможне, достигнутый благодаря внедрению цифровых технологий. На наиболее загруженных направлениях водители фур получили возможность занимать место в электронной очереди, выбирая нужную дату и время, то есть задолго до того, как их автомобиль подъедет к пункту пропуска. На границе сканирование груза осуществляется в автоматическом режиме, открывать борт придется только по требованию таможенника.
Также было отмечено, что после ухода иностранных фирм, чьи технологии использовала российская таможня, интеллектуальные пункты пропуска стали переводить на отечественную платформу. «К 2025 году половина всех пропускных пунктов будет функционировать на российских технологиях», — заявил во время своего выступления начальник Главного управления ФТС России Владимир Скиба.
Дороги — шире, а людей — больше
Рост товарообмена с дружественными странами и, как следствие, возросшее давление на пункты пропуска привели к существенному усилению кадрового состава таможенных органов. Кроме того, ФТС России провела работу по повышению пропускной способности погранпереходов, чтобы на наиболее загруженных участках не оставалось «узких горлышек».
«В 2022 году по решению Правительства России нам было выделено 957 единиц дополнительной штатной численности, из них 90% распределены в пункты пропуска Дальневосточного и Северо-Кавказского регионов. В этом году ФТС России перераспределила внутри себя еще 200 штатных единиц и направила на Дальний Восток», — сказал глава ФТС, подчеркнув, что принятые меры позволили добиться ощутимых результатов.
Как итог, пропускная способность приоритетных пунктов пропуска по импортным и экспортным направлениям существенно увеличилась. К примеру, товарооборот с Дальним Востоком возрос почти на 14%, а по коридору «Север — Юг» — на 30,5% по сравнению с прошлым годом.