Политолог Журавлев об отношениях Москвы с Центральной Азией: мы сильно запустили эту тему

Комментируя встречу президента США Джо Байдена с лидерами пяти Центрально-Азиатских стран, руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Журавлев обратил внимание, что американцы намерены создать в этом регионе некий военный союз во главе с Узбекистаном.

«Соединенные Штаты этого и не скрывают. Они уже давно объявили, что базовой страной для их “работы” в Центральной Азии является именно Узбекистан – это их слова, не мои», - пояснил эксперт.

Ранее стало известно, что на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Джо Байден встретился с президентами Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, то есть в формате C5+1. «Мы подтвердили намерение укреплять сотрудничество в сфере безопасности, считая его краеугольным камнем в борьбе с региональными вызовами и в сохранении суверенитета и независимости государств Центральной Азии», - говорится в совместном заявлении, принятом по итогам встречи.

Вместе с тем, как отметил Дмитрий Журавлев, готовы ли Центрально-Азиатские государства пойти на подобное партнерство с США, вопрос сложный: «В военном отношении, может быть чем-то заметным Таджикистан, да и то скорее, в прошлом, а остальные – это ноль в военном плане. Нет такой военной страны Узбекистан. Узбекистан – это большое государство, у которого хорошая экономика. А с военной точки зрения - их армию хорошо вооруженная рота будет гонять по всему миру. Вот, недавно, одна банда из Афганистана шла мимо Узбекистана, так в Ташкенте подняли на уши всю страну. А в стране, между прочим, 24 миллиона человек население. Не военная это страна, у них другая традиция».

При этом, по оценке собеседника «Свободной Прессы», вбить клин между бывшими советскими республиками и Россией, американцы все же могут: «В этих странах понимают свою свободу от нас как символический акт. Не потому, что у них есть какие-то претензии к нам. Просто они же входили в состав Советского Союза, правопреемником которого стала Россия. А потому, чем они дальше от нас – тем свободнее. И в ситуации, когда нам не легко вести в этом регионе активную политику, естественно, американцы там наступают».

Руководитель Института региональных проблем отметил, что на сегодняшний день России не так много чего можно предложить Центрально-Азиатским странам, а им еще меньше есть того, что можно предложить нам: «Вроде, мы экономически связаны очень плотно. Но, с другой стороны, мы столько лет пытаемся жить отдельно, что у нас начинает это понемногу получаться».

Политолог признал, что на данный момент в России засилие узбекских мигрантов.

«Но, с точки зрения Ташкента – это наша проблема - мы их к себе пустили, мы им даем гражданство, мы не организуем границу. Действительно наша проблема. Вот если бы им сказали: ребята, если вы будете плохо себя вести, все ваши мигранты тут же вернутся домой и ничего не заработают, это бы имело значение. Но так же никто не говорит? Кроме того, многие из них уже давно не мигранты – половина уже получила российские паспорта. То есть, мы очень запустили эту тему. Сильно запустили. Вот и приходится сейчас расплачиваться», - подчеркнул Дмитрий Журавлев.