Почему наши соотечественники, возвратясь на Родину, попадают за решетку
Два соотечественника - Валентина Севастьянова из Узбекистана и Михаил Реутов из Бразилии, пожелавшие стать россиянами, оказались в неволе и под угрозой выдворения из России. Без права возвращения.
Выдворение на девятом месяце беременности
Валентина Севастьянова, 26 лет, русская, родилась в Узбекистане, куда ее семья переехала во времена СССР. Мать, бабушки и дедушки умерли, отец давно ушел из семьи. В Узбекистане у нее никого нет. Она приехала в Россию год назад и устроилась на работу в Твери. Забеременела. Мужчина от ребенка отказался. Севастьянова просрочила регистрацию. Перебивалась случайными заработками. На последних сроках беременности ей повезло - родные пожилого больного мужчины наняли ее для ухода за ним. За кров и еду. Но бдительные соседи сообщили о "незнакомке" в полицию. 26 июня 2023 года суд приговорил женщину на девятом месяце беременности к выдворению и самостоятельному выезду из России. 7 июля решение суда вступило в силу. Но Валентина не уехала. Она обратилась в фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Ей дали кров и сообщили о подопечной в полицию.
Так беременная соотечественница стала нарушительницей и "уклонистом". 14 июля должен был состояться второй суд, уже по принудительному выдворению, что влекло запрет на въезд в Россию на пять лет. Однако ребенок не захотел ждать. 15 июля появился на свет новый человек - Виктор Севастьянов.
При выписке из роддома, по просьбе полиции, 19 июля молодая мама с четырехдневным младенцем в сопровождении волонтера фонда заехала в отдел, чтобы оставить адрес нового пребывания. Валентину, несмотря на гарантии сопровождающего о том, что она едет к выделенному для нее месту в интернате, отвели в суд. Суд постановил выдворить соотечественницу и новорожденного из России и направил их в ЦВСИГ - Центр временного содержания иностранных граждан. По сути, в "мягкую" тюрьму. Спас интернет - весть о депортации беззащитной женщины и новорожденного разлетелась по сетям, подняв волну возмущения.
Валентина и Виктор Севастьяновыпосле проигранного суда не теряютнадежды на российское гражданство Фото: Предоставлено Валентиной Севастьяновой
Интернет гудел. Фонд при помощи адвоката подал ходатайство на временное убежище и апелляционную жалобу. 27 июля суд признал санкцию о выдворении чрезмерной и отменил выдворение.
Тем же днем Валентина Севастьянова и ее сын Виктор получили временное убежище в России. И не теряют надежды стать ее гражданами.
Приключения русского бразильца в России
Старовера Михаила Реутова из Бразилии спасла дерзость. И вера в чудо: из заключения в ЦВСИГе в Красноярске он в своем смартфоне написал и отправил письмо в Москву.
А начиналось все - хоть кино снимай: гражданин Бразилии как турист 5 мая 2022 года прилетел на историческую родину. Как говорит Реутов: "С обеих сторон корни у меня русские, моя бабушка еще жива, ей 90, она была рождена в России". Реутов путешествовал по России не раз. Его родные - дядя и тетя, двоюродные братья и сестры - уже переехали в Россию. Сам он готовился к переезду на Дальний Восток. И вызвался для бразильского рода Реутовых разведать, как работает госпрограмма, и по приезде доложить, что такое дальневосточный гектар. Начал путешествие со старообрядческого монастыря на севере Красноярского края, в глухой тайге. И там застрял: сначала невозможно было выбраться из-за обмеления рек (другого пути из тайги нет), потом зима - и 90 суток пребывания в РФ, разрешенных законом для туристов из Бразилии, закончились... 3 июня 2023 года Реутов пошел на прием к начальнику 7-го отделения полиции по вопросам миграции г. Красноярска. Он обратился за разрешением на выезд, объяснил причину своей задержки и попросил, чтобы ему не ставили запрет на возвращение в Россию.
- Мне обещали учесть мое объяснение, - говорит Реутов.
Больше в полиции не был. Встретился с сотрудницей полиции в суде, который, как ему объяснили там же, "положен".
- 13 июля за несколько минут до суда сотрудница 7-го отделения полиции попросила подписать пачку документов, не зачитала их, сказала, что времени нет, - говорит Михаил Реутов. - Я понадеялся, что в бумагах написали то, что я рассказал в полиции. Но на суде услышал, а после суда увидел в протоколе, что будто бы только что, утром в день суда, меня задержала полиция. Будто у меня нет никого в России и никаких оснований для пребывания в стране нет. Будто я отказываюсь выехать, а полиция требует моего принудительного выдворения.
Реутов настаивает: "данные" полицейского протокола о якобы "выявлении" его, Михаила Реутова, в полицейском участке в день суда, - ложь. Более того, как настаивает Реутов, сфабрикованный протокол о его задержании полицией, как и постановление суда, он, Михаил Реутов, прочитал лишь, когда был арестован и помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Там он и узнал из этих документов много нового о себе: он судим - это неправда, он не имеет социальных связей в России - это тоже ложь. Дядя, тетя, все двоюродные братья и сестры прислали копии своих российских паспортов, как только узнали об осуждении Михаила.
Михаил Реутов, находясь взаключении, просит не лишать егоправа на возвращение в Россию. Фото: Предоставлено Михаилом Реутовым
Но беды Реутова только начинались: его апелляцию отклонили. Юрист "не обратила внимания" на фальсификацию протоколов. Не предложила заключенному подать ходатайство, чтобы он мог участвовать в апелляционном суде. Реутов в суд не был допущен, его жалобу не удовлетворили. Я узнала о беде русского старовера из Бразилии от директора Дома русского зарубежья Виктора Москвина. Сейчас на связи с Михаилом Реутовым.
Приключения бразильца в России продолжаются. 20 июля Михаил отправил то самое письмо в Москву, которое дает шанс на превращение изгоя-правонарушителя в репатрианта. Началась служебная проверка. А пока пошел второй месяц заключения Реутова в ЦВСИГе Красноярска.
Лучшие времена наступают сегодня
Истории Валентины Севастьяновой и Михаила Реутова, на мой взгляд, подтверждают, что еще предстоит доработать информационную систему и уточнить структуру ряда органов, которые работают с репатриантами. Усилить гуманитарную составляющую в их деятельности. Время для перераспределения сил есть. Было бы желание.