Пассажирский самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в поле. Почему подвиг пилотов назвали чудом?

Утром 12 сентября самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» совершил аварийную посадку в поле в Убинском районе Новосибирской области из-за полного отказа гидравлической системы. По данным МЧС, на борту находился 161 человек, 23 из них — дети. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, а пилотов, посадивших самолет на грунте, назвали героями.

Пассажирский самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в поле. Почему подвиг пилотов назвали чудом?
© Lenta.ru

Самолет должен был приземлиться в Омске, но вынужденно сел в поле

Самолет Airbus A320 совершал полет из Сочи и должен был приземлиться в Омске в 07:50 по местному времени, однако в пути подал сигнал тревоги и пропал с радаров. Позже, подлетая к Омску, экипаж вышел на связь с диспетчерами, сообщил об отказе гидравлической системы и ушел на второй круг.

Однако после второго круга система не заработала, командир воздушного судна (КВС) принял решение лететь в Новосибирск, так как аэропорту Омска могло не хватить длины взлетно-посадочной полосы и лайнер на полной скорости мог вылететь за ее пределы, поскольку при отказе гидравлики у него не работают тормозящие заслонки на крыльях.

Тем не менее до Новосибирска самолет тоже не долетел. Из-за критической нехватки топлива пилотам пришлось совершать посадку в 180 километрах от города, возле деревни Каменка. Повышенный расход топлива образовался по причине того, что летчики выпустили шасси вручную перед тем, как готовились приземлиться в Омске, поднять их было невозможно из-за отказа системы. В итоге на пути в Новосибирск выросло аэродинамическое сопротивление, закончилось топливо и лайнер пришлось сажать на грунте в поле.

Никто из пассажиров не пострадал

По словам пассажирки Алины Захаровой, когда объявили об экстренной посадке, все переглядывались, но были спокойны. Позже стюардессы начали проводить инструктаж по экстренной эвакуации, и тогда появился страх.

«Кто-то пытался спокойно себя вести, кто-то плакал, но в целом все нормально послушали. Многие молились, кто-то друг друга подбадривал, что все будет хорошо. Все друг друга успокаивали. Страшно было, когда стюардессы говорили, как себя вести, где запасные выходы. Тогда приходило уже осознание, что у нас сейчас будет какая-то страшная ситуация и неизвестно, выживем мы или нет», — вспоминает Захарова.

По данным МЧС, в самолете находились 161 человек, включая членов экипажа. После посадки всех их эвакуировали из лайнера и доставили в районный Дом культуры ближайшего населенного пункта, где для них организовали пункт размещения с горячим питанием. Позже их автобусами направят в Омск, также авиакомпания и страховая выплатят им по 100 тысяч рублей.

По данным министерства здравоохранения региона, лишь пяти человекам понадобилась медицинская помощь. «После осмотра пассажиров двоих взрослых с предварительным диагнозом "ушиб" направили в ЦРБ на рентген, — говорится в сообщении. — Еще двум взрослым медицинскую помощь оказали на месте: по поводу повышения артериального давления и приступа бронхиальной астмы».

Что означает полный отказ гидравлики

После приземления в сети появилась текстовая расшифровка переговоров пилотов и диспетчеров. Согласно их разговору, у самолета произошел полный отказ гидравлической системы.

Гидравлика вытекла полностью, полосы мы не сможем освободить, у нас передняя стойка неуправляемая будет

Как пояснил руководитель АНО «Центр развития территории и туризма» и действительный государственный советник 3 класса Алексей Рогозин в своем Telegram-канале, гидравлическая система отвечает за управление рулями, стабилизатором, выпуск и уборку шасси, а также посадочно-взлетную механизацию.

«Отказ гидравлической системы любого типа — это крайне редкий и опасный случай. Безопасная посадка в такой ситуации — это чудо, и экипаж, безусловно, достоин высшей оценки и наград. Версий причин сегодня будет много, но очевидно, что множество вопросов будет обращено к исправности самой техники», — отметил Рогозин.

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов также отметил мужество пилотов в беседе с «Лентой.ру». «Экипаж проявил мужество, они вовремя сориентировались, приняли правильное, а может быть даже единственное верное решение, выполнив эту посадку, не долетая до аэродрома. Им повезло еще с районом. От Омска до Новосибирска практически ровные поля, степи. Там много солончаков. В летнее время испаряется соль, вода ушла, глинистые почвы становятся намного крепче, чем обычный грунт. Они хорошо выполнили посадку», — пояснил эксперт.

По его словам, сыграла роль и психологическая подготовка пилотов. «Психо-физиология сработала в положительную сторону. Они не дергались, как говорится, приняли решение и выполнили его до конца. Кроме того, это стечение обстоятельств. Хватило того давления, которое было в системе, повезло с грунтовой дорогой, ровной поверхностью поля. Это стечение очень многих нюансов», — добавил Попов.

Следственный комитет возбудил уголовное дело

Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку после экстренной посадки самолета «Уральских авиалиний» в Новосибирской области. На место происшествия выехал прокурор. В ведомстве хотят выяснить, как исполнялось законодательство о безопасности полетов.

Также в Новосибирске следователи возбудили уголовное дело по статье 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») УК РФ, на месте посадки работает следственно-оперативная группа. Как заявил гендиректор авиаперевозчика Сергей Скуратов, экипаж севшего в поле лайнера «Уральских авиалиний» отстранят от полетов до конца расследования.

Как на возникновение неисправности могли повлиять санкции

Некоторые эксперты начали высказывать свои опасения по поводу того, что на возникновение неисправности могли повлиять санкции и уход компаний Airbus и Boeing из России. Тем не менее, летчик Владимир Попов считает, что это исключено.

«Это дело случая. Когда санкции пошли, мы взяли ответственность за эксплуатацию самолетов на себя. Даже если бы они [Airbus и Boeing] обслуживали нас, такой случай все равно мог произойти <…> Наши инженеры, наши техники, наши специалисты на заводах авиаремонтных хорошо знают эту технику. У нас есть технологические карты обслуживания, которые могут восстанавливать ее, ремонтировать, заменять», — подчеркнул специалист.

Никакие санкции здесь сильно не влияют. Дали бы нам эти запчасти или не дали бы. А может они и не нужны были. Вот сейчас расследование пройдет и мы будем точно знать, что где отказало и почему Владимир Попов