Перевозки водным электротранспортом снизят выбросы СО2 на 250 тыс. т за сезон
В новом исследовании, проведенном Россельхозбанком (РСХБ), оценивается спрос на услуги речного транспорта и потребность в электрических судах. Эксперты отмечают, что в регионах, которые уже оснащены комплексами для обслуживания пассажирского флота, обеспечивающими безопасный подход, швартовку, стоянку и зарядку судна, развитие водного электротранспорта станет мощным драйвером увеличения туристической привлекательности. Речь идет о таких регионах, как Нижегородская, Самарская, Ленинградская, Московская, Ярославская, Тюменская, Волгоградская, Саратовская, Тверская области и Республика Башкортостан. По подсчетам авторов исследования, необходимо порядка 300 дополнительных единиц электросудов, чтобы удовлетворить растущий спрос на них. Причем, помимо самих судов, нужны разработки по внедрению систем хранения электроэнергии в пунктах стоянки, на пристанях и плавучих причалах аналогично разработкам в сфере наземного электротранспорта, которые уже активно внедряются. Объем необходимых инвестиций к 2025 году для создания инфраструктуры пассажирского электрического судоходства оценивается в 50 млрд руб.
Согласно оценкам экспертов РСХБ, обеспечить регулярные внутригородские и междугородние перевозки электросудами российские производители смогут к 2035-му. При этом доля электротранспорта составит только 5–7% от всего внутреннего водного транспорта, но даже она позволит сократить выбросы углекислого газа на 250 тыс. т за сезон. Как отметила руководитель направления Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования РСХБ Наталья Худякова, переход на водный электротранспорт также будет способствовать предотвращению образования разливов нефтепродуктов.
«Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет только расти. Электрические суда не только являются альтернативным маршрутным транспортом, но и привлекают большое количество туристов. Габаритные размеры позволяют получить доступ к портам, закрытым для крупных судов. Кроме того, электрификация устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании дизельных двигателей», – считает Н. Худякова.
Отметим, что речное пассажирское судоходство в России восстанавливается после пандемийного снижения в 2021 году. Объем региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2022-м составил 9,14 млн человек (105,8% от показателей 2021 г.). Согласно экспертным оценкам, к 2025-му он может увеличиться до 11 млн человек.