Бошко Козарски: Увезу на память Абрау-Дюрсо и ириски

Сербский путешественник и телеведущий Бошко Козарски вместе с братом — оператором Саввой снимает цикл передач о России для по пулярной на сербском телевидении программы «Културиста». Журналист «Вечерней Москвы» встретился с Козарски в последний день съемок передачи о Москве и узнал, что ему особенно запомнилось.

Бошко Козарски: Увезу на память Абрау-Дюрсо и ириски
© Вечерняя Москва

— Бошко, мы на канатной дороге на Воробьевых горах. А в Сербии есть канатные дороги?

— Конечно, есть, ее протяженность — 9 километров. Но не с таким видом. Под нами Москва-река, напротив Лужники, где проходит урбанистический форум.

Жаль, мы не можем задержаться. Сегодня в полночь улетаем домой. Таких масштабов, как здесь, нигде нет. В последний раз я в Москве был три года назад. За это время здесь произошли колоссальные изменения.

Столица превратилась в туристический аттракцион, в целый спектакль. Везде чисто, убрано, отремонтировано. Все выглядит новым. На мой взгляд, Москва стала столицей европейского туризма.

— Где побывали? Что снимали?

— Конечно, начинали с Кремля, с Александровского сада, с Красной площади. Снимали Зарядье, Парк Горького и «Музеон». На ВДНХ поднимались на колесе обозрения «Солнце Москвы» и посетили Москвариум. В ГУМе обедали в столовой № 57. Мы катались на речных трамвайчиках, спускались в метро и Бункер-42.

— Что особенно впечатлило?

— Очень интересный Большой Московский цирк. Экскурсию для нас проводил Эдгард Запашный. Мы видели помещения, где репетируют артисты и живут животные, а потом смотрели представление. Было шикарно.

— А свои первые впечатления о Москве помните?

— Я здесь был много раз. Впервые приехал в 2012 году. Мы тогда в Белграде открывали первую частную русскую школу за границей России — Международную русскую школу имени Валентины Терешковой.

— Нашли здесь места, похожие на Белград, Сербию?

— Да. Это церкви. Мы ездили в Троице-Сергиеву лавру, в храм Христа Спасителя. В Историческом музее нам показали книги, дорогие сердцу каждого серба: «Житие Саввы Сербского» и «Битва на Косовом поле» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного XVI века («Царь-книга». — «ВМ»). Невозможно описать чувство, возникающее, когда ее видишь. У нас одна история.

— После Краснодарского края и Санкт-Петербурга Москва в вашем цикле третий регион России. Они похожи?

— Они очень разные. На Кубани я чувствовал себя как дома. Я очень люблю казачью культуру. Мне даже удалось спеть с Кубанским казачьим хором. Такого борща, как на Тамани, я больше нигде не ел. Питер — это Европа с духом России: большой музей в обрамлении городской среды. А Москва воплотила в себе всю страну. И, как и вся Россия, она прекрасна.

— Многие наши туристы ругают сервис на отечественных курортах: мол, за такие деньги лучше в Турции отдыхать. Вы согласны?

— Это неправда. Мы были в лучших отелях и ресторанах. Там отличный сервис. И есть туризм, который обходится в сущие копейки, — в Сочи, Геленджике, Анапе, Новороссийске. В России можно выбирать. Сколько денег — так и будет.

— Что увезете на память?

— Вино Абрау-Дюрсо и ириски. Моя дочь их очень любит. Всегда отсюда привожу.

— В Сербии будут смотреть программы о России?

— Конечно! У нашей программы о Краснодарском крае на You Tube был миллион просмотров. Для страны, где живут шесть миллионов человек, это очень много. Если бы не такие дорогие билеты, из Сербии в Москву и в Россию приезжало бы очень много туристов.

— Откуда у вас такой интерес к России?

— Само собой, я изучал культуру, историю, читал русскую литературу, слушал русскую музыку. Но важно другое. Для сербов Россия как матушка. Она защитник. Каждый раз, когда мы боролись за нашу свободу против турецких, немецких завоевателей, Россия помогала. Мы славянские, православные, братские народы.

— Но в 1990-е годы от бомбардировок мы вас не уберегли.

— Тогда Россия была слабее. Мы это очень хорошо понимаем. И история показывает, что Сербия была для наших общих врагов только репетицией.

— Вы верите в успех России в спецоперации?

— Конечно. Другого варианта нет. Все будет хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии:

— Телепередачи об интересных местах, как и фильмы, статьи и даже обычные отзывы, вызывают интерес, за которым следует увеличение турпотока. Приведу пример: одно время мы активно возили в Россию детей из Австрии. И каждый раз, когда они возвращались на родину, мне звонили представители зарубежных туроператоров и говорили, что число желающих поехать в Россию выросло в разы. Уже к нам хотят приехать мамы, папы, бабушки, дедушки. Более того, побывав здесь, эти дети на Россию смотрели совсем другими глазами. Им уже никто никогда не докажет, что наша страна плохая. То же можно сказать и о взрослых

ЦИФРА

200 тысяч россиян живут в Сербии, по приблизительным подсчетам

Русские и сербы — братья навек

Представители двух стран издавна сотрудничают в разных областях и поддерживают друг друга.

Русский дом

Поездка съемочной группы оказалась возможной благодаря участию Комитета по туризму города Москвы и Русскому дому в Белграде. Его второе название — Российский центр науки и культуры в Сербии. Центр продвигает и популяризирует русский язык, науку и культуру. Организовать его в Белграде предложили выходцы из России, уехавшие в Сербию после революции 1917 года.

Они стремились создать эпицентр русской духовной жизни на Балканах. 9 апреля 1933 года Русский дом открылся в центре Белграда. В этом году ему исполнилось 90 лет. Центр действует как одно из 44 зарубежных представительств Россотрудничества МИД России.

Поддержка Донбасса

Лидер сербского пророссийского движения «Народный патроль» Дамнян Кнежевич недавно посетил Донбасс с гуманитарной миссией.

Сербский активист побывал и на «Аллее Ангелов» с именами детей, погибших от обстрелов ВСУ.

— Во время натовской агрессии против Югославии из-за обстрелов и бомбардировок погибло много наших ребят, — сказал «МВ» Кнежевич. — Мы против того, чтобы НАТО поставляло Украине оружие и боеприпасы, которые продолжают сеять смерть среди мирного населения Донбасса.

Памятник царю

Осенью 2014 года в центре Белграда появился величественный монумент с надписью на постаменте — «Николай II.

Русский царь». РПЦ причислила императора-страстотерпца к лику святых, а сербы молятся ему и называют царем, который спас их страну от уничтожения.

В 1914 году Николай II в непростых для России условиях принял решение поддержать сербов и вступил в Первую мировую войну против Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии в союзе с Францией и Великобританией.

Вместе с Россией сербам удалось освободить территорию Балкан от сил Тройственного союза.