Московские аэропорты стали закрываться чуть ли не каждый день из-за атак БПЛА

Ночь на вторник, снова весьма тревожная для столичного авиатрафика, рискует стать нормой для сотен тысяч пассажиров, которых каждую неделю обслуживают московские аэропорты. Как пишет РИА Новости, из-за закрытия воздушного пространства над «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» не менее 30 рейсов было задержано, как минимум десять отменено.

Московские аэропорты стали закрываться чуть ли не каждый день из-за атак БПЛА
© BFM.RU

Днем ранее — почти то же самое, десятки задержанных вылетов, несколько отмен. Один самолет, на котором из Екатеринбурга летел корреспондент агентства, приземлился в Казани. Другой вместо «Внуково» сел в «Шереметьево». Судя по сообщениям в соцсетях, некоторые пассажиры сначала даже обрадовались — у них из северного аэропорта столицы вылетал стыковочный рейс. Но, как утверждается, пилот сообщил, что самолет в итоге перелетит во «Внуково», и несколько часов не выпускал людей из салона.

Несмотря на частоту отмен и задержек в московских аэропортах из-за налетов дронов и работы ПВО, большинство рейсов вылетают по расписанию. Тем не менее рассчитывать на своевременное отправление или хотя бы на прибытие в нужный город становится сложнее. Что могут сделать пассажиры, если их рейсу не повезло? Говорит ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов:

Олег Фролов ведущий юрист Общества защиты прав потребителей «Непосредственно перевозчик несет ответственность при наличии его вины. Тогда, когда своевременно не был подготовлен самолет, взлетная полоса и какие-то сопутствующие обстоятельства. Если идет извне, что не под властью авиаперевозчика, в этой ситуации если будут убытки, то в суд обращаться маловероятно. Потому как потребитель должен будет доказать, что убытки у него возникли, что он несвоевременно не улетел исключительно по вине авиаперевозчика. В данном случае я думаю, что будет представлен документ, материал, что по заявлению ФСБ аэропорт был закрыт и никаких авиаперевозок совершать авиаперевозчик не имел права. Проблема, что он своевременно не улетел и у него начался тур, ему в дальнейшем придется покупать авиабилет, стыковочный рейс пропустил и не смог стыковаться где-то в Европе из-за того, что он не вылетел своевременно, — к сожалению, это все будут расходы пассажира».

Альтернативой Московскому авиаузлу в теории могли бы стать аэропорты Петербурга, Ярославля или Казани, но с массой оговорок. Добраться до другого города и попасть в аэропорт — это как минимум полдня дополнительного времени. На Москву приходится львиная доля всего российского авиатрафика: «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» за год пропускают через себя столько же пассажиров, сколько 15-20 других крупнейших аэропортов России. Если человек хочет гарантировать себе вылет и выбирает рейс из другого города, сильно ли дороже выйдет перелет? Комментирует глава компании «Максфлайт» Максим Царев:

Максим Царев глава компании «Максфлайт» «Нет, поскольку аэропортовые сборы в Московском авиаузле выше и они достаточно большую часть составляют в операционных расходах. Аэропорты Нижнего Новгорода и Ярославля менее дорогие и загруженные, поэтому предлагают солидный дисконт по сравнению с аэропортами Московского авиаузла. Полеты туда будут менее дорогими, и именно на этой разнице можно будет что-то сделать с трансфером. Я не вижу какой-то большой проблемы в этом. Закрытие аэропорта на час-два, конечно, вызывает массу панических настроений у пассажиров и не вызывает совершенно никаких настроений у грузоотправителей, потому что лежит груз и лежит. Все расходы закладываются, они каждый раз имеются в виду. Самолет может уйти на запасной аэродром. В частности, самолет летит в Москву, над Москвой гроза, самолет разворачивают и летит в Нижний Новгород, скажем. Это забюджетированные расходы, и не всегда они срабатывают. Поэтому есть определенная база для того, чтобы эти деньги сэкономить и использовать в последующем. То есть некий страховой фонд есть».

Проблема в том, что в случае продолжительных или еще более существенных проблем у московских аэропортов спрос пассажиров на рейсы из других городов и спрос авиакомпаний на слоты в расписании более отдаленных аэропортов может заметно возрасти. А поскольку обслужить всех желающих там не смогут, спрос будет отрегулирован рыночным методом: кто может себе позволить билет, тот и полетел. Но пока, после очередного закрытия московских аэропортов, в Росавиации отчитались, что все воздушные гавани столицы работают в штатном режиме.