Лайнер "Петр Великий" подготовили к ходовым испытаниям

К сентябрю астраханские верфи отправят на ходовые испытания круизный лайнер класса "река-море" проекта PV300VD "Петр Великий". Событие в отечественном судостроении далеко не рядовое, хотя и не уникальное.

Лайнер "Петр Великий" подготовили к ходовым испытаниям
© Российская Газета

В 2019 году на нижегородской верфи "Красное Сормово" был создан "Мустай Карим" проекта PV300, в первое плавание он вышел в 2021 году. Однако "Мустай Карим" - речной лайнер, а "Петр Великий" - судно более высокого класса. Оно способно выдерживать трехметровые морские волны, его корпус более прочный, рассчитанный на пребывание в разных агрессивных средах - соленой морской и пресной речной воде. Также он располагает другим навигационным оборудованием. Как рассказали "РГ" в Южном центре судостроения и судоремонта (ЮЦСС), таких кораблей не строили в нашей стране более 60 лет.

"Петр Великий" будет курсировать по рекам и морям - Черному, Азовскому и Каспийскому. В каспийском регионе это вообще первое туристическое судно-отель, которое будет заходить во все страны, омываемые Каспием.

В эксплуатацию пароход поступит к сезону-2024, обещает заказчик. Стоимость лайнера по контракту составит около 4,17 миллиарда рублей.

На астраханском судостроительном заводе "Лотос" к возведению по проектным нормам PV300VD четырехпалубного лайнера приступили еще в конце лета 2016 года. Заказчик лайнера - Московское речное пароходство, а оператором станет круизная компания "Мостурфлот". Осенью 2021 года специалисты совершили технологический пуск судна в фарватере реки Волги. Это так называемые заводские испытания. Теперь предстоят более длительные ходовые.

Срок сдачи корабля неоднократно переносили. Так, например, планировалось, что в первый круиз "Петр Великий" отправится летом 2019 года. Затем достройку корабля отложили на год. Однако в 2020 году началась пандемия коронавируса и о путешествиях в дальние страны пришлось забыть еще на два года. Отразилась пандемия и на сроках доставки необходимых для достройки судна материалов.

В 2022 году мир оказался в новой геополитической реальности. Наша страна кардинально повернулась на Восток. Главными задачами стали укрепление торгово-экономических связей с Ираном и расширение транспортного коридора "Север - Юг". В этом смысле значение Астрахани возросло многократно. Фактически, как и во времена Петра I, город стал главным форпостом России на Каспии, с той лишь разницей, что вместо военных экспедиций пришло время снаряжать торговые. Вслед за ними потянулся и туризм.

Судостроители заверяют, что комфортабельность кают "Петра Великого" можно сопоставить с номерами в отелях класса "пять звезд", а к услугам пассажиров будут рестораны и кафе, спортзалы и спа-салоны, а также бассейн и сауна. В плавучем отеле 310 мест, при этом в большей части кают (всего их 155) обустроены отдельные балконы для более комфортного проживания.

Как рассказали "РГ" в Южном центре судостроения и судоремонта (входит в ОСК), лайнер строился действительно в сложное время, когда менялись поставщики оборудования и отделочных материалов. Много заказов на комплектующие в условиях санкций ушло отечественным подрядчикам, и они успешно с ними справились, частично пришлось работать и по параллельному импорту. В итоге лайнер, не имеющий аналогов в России, достроен и уже проходит испытания на воде.

К началу лета для него были проложены маршруты. Сначала предполагаются круизы по Каспийскому морю с посещением портов Азербайджана, Ирана и Казахстана, а также из Каспийского моря в Черное с посещением Стамбула, Батуми и других портов.

В туристической компании разработано четыре основных морских маршрута разной продолжительности. Путешествие может длиться от 9 до 20 дней. Базовым портом для "Петра Великого" станет Астрахань.

На данный момент рассматриваются следующие маршруты по Каспийскому морю.

Девятидневный маршрут Астрахань - Махачкала - Баку - Туркменбаши - Астрахань включает в себя посещение трех стран: России, Азербайджана и Туркменистана. Другой вариант этого маршрута, тоже девятидневный, предполагает посещение казахстанского Актау.

Третий вариант маршрута продолжительностью 12 дней включает в себя также иранский порт Ноушехр.

Круиз продолжительностью 20 дней свяжет между собой несколько морей и рек. Предполагается, что лайнер стартует в Стамбуле, а затем идет по следующему маршруту: Батуми - Сочи - Новороссийск - Таганрог - Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку - Туркменбаши - Актау - Астрахань. И, таким образом, включает в себя посещение шести стран: Турции, Грузии, России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана.

По словам эксперта по маркетингу и туризму Елены Ищенко, прикаспийский маршрут будет востребован, однако предстоит еще много системной работы, чтобы улучшить условия для туристов.

В России этот круиз, по ее мнению, будет популярен у жителей Северного Кавказа и Поволжья, так как затрагивает преимущественно мусульманские страны.

- Впрочем, учитывая интерес российской аудитории к новым направлениям в нынешних условиях, можно надеяться, что он будет востребован и жителями других регионов, - полагает Елена Ищенко.,