«Не хочу жить в пустыне»
Давно минула эпоха великих географических открытий, когда отважные мореплаватели рассекали водную гладь в поисках новых земель. Кажется, не осталось уже на карте белых пятен и неосвоенных путей. Нога человека теперь больше ступает в отелях самых отдалённых уголков планеты, а океаны вдоль и поперёк избороздили комфортабельные лайнеры. Но и в наше время есть ещё смелые первопроходцы и покорители стихий. Один из них - знаменитый российский путешественник Фёдор Конюхов. Корреспонденту «Щита и меча» он рассказал о своих кругосветках и будущих экспедициях. - Фёдор Филиппович, из множества ваших путешествий какое оказалось самым запоминающимся? - Пожалуй, кругосветный полёт на воздушном шаре в 2016 году. Сложнейшая задача по степени организации, логистика запредельная. Во-первых, авиация - очень зарегламентированная сфера. Помимо строительства двухуровневой конструкции высотой 60 метров и её доставки в Австралию, нужно было получить разрешение на старт, а также пролёт через территории нескольких государств: Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Южной Африки. Во-вторых, наша команда делала это впервые. Мы побили сразу несколько рекордов: по скорости (11 дней), высоте полёта (более 11 тысяч метров) и дальности (35 тысяч километров). Кругосветная экспедиция на воздушном шаре Ранее были морские экспедиции по Атлантике и Тихому океану. Да, на вёсельной лодке тоже сложно и опасно. Но она движется со скоростью два-три узла, и можно обсудить план действий с командой, подготовиться к шторму. И главное - свободно передвигаешься по ней. На воздушном шаре ты привязан к кислородному баллону шлангом, и 80 процентов пути летишь над поверхностью океанов: буквально мчишь на высоте восемь-десять километров со скоростью 200-250 км в час. Решения нужно принимать за секунды. Очень сложно в таких условиях, без нормального сна и второго пилота, не допустить ошибку, которая способна привести к катастрофе. Рухнул вниз - и никто даже искать тебя не будет. То, как прошёл 11-дневный полёт вокруг Земли, можно будет увидеть в кино. В октябре в прокат выходит художественный фильм «Повелитель ветра», посвящённый моей кругосветке. Картину сняла команда Фёдора Бондарчука. Он же сыграл главную роль - меня. - Есть ли нереализованные проекты, о которых сожалеете? - Из неосуществлённого - погружение в Марианскую впадину - самую глубокую точку Мирового океана (почти 11 километров). Впервые туда спустился батискаф «Триест» в 1960 году. Жак Пикар из Швейцарии и Дон Уолш из США достигли глубины 10 919 метров. Представьте, это было до полёта Юрия Гагарина в космос! В 2012‑м режиссёр Джеймс Кэмерон спустился на одноместном батискафе, спроектированном австралийцами. В 2018-м ещё один американец, Виктор Весково, построил аппарат для многоразового погружения и уже шесть раз опускался на дно. Нашей стране пока удалось запустить туда только беспилотник. Ещё одно - восхождение ко всем 14 восьмитысячникам планеты. Это не удалось ни одному российскому альпинисту. Алексей Болотов из Екатеринбурга покорил 11, но погиб на Эвересте в 2013-м. Сейчас вершину К-2 в Пакистане штурмует Сергей Богомолов из Саратова. Он поднялся уже на 13 восьмитысячников, и этот - заключительный в списке, но очень сложный и опасный. Из пока нереализованного также кругосветное плавание за 80 дней на кубок Жюля Верна. С 90-х годов океанские державы соревнуются между собой, кто быстрее обойдёт земной шар без захода в порты. Старт и финиш - в проливе Ла-Манш, с обязательным огибанием мыса Горн. Вот эти три вызова не дают мне покоя. Я переживаю, что упустил время, не смог организовать участие хотя бы в одном из проектов под флагом России. Но я не оставляю надежду в недалёком будущем отправиться в кругосветное плавание и побороться за знаменитый кубок. - Насколько мне известно, вы планируете совершить первый в истории одиночный переход через Тихий океан на катамаране на солнечной энергии? - Да, это так. Старт намечен на декабрь 2023-го из Чили курсом на Австралию. Базируясь на результатах, полученных в ходе реализации проекта, мы нацелены выполнить более масштабную задачу - построить 100-футовый катамаран для кругосветного плавания за 80 дней на солнечной энергии без заходов в порты. Одиночный переход в Южном полушарии на вёсельной лодке - В процессе испытания собираетесь проводить какие-то исследования? - Да, в рамках программы мониторинга загрязнения поверхности океанов микропластиком. На катамаране установлены специальные фильтры проточного типа со сменными картриджами, способные улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1, 5 мм и более. Я ежедневно буду упаковывать и маркировать собранные образцы с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчётчика отфильтрованной воды. Затем передам их для анализа и интерпретации в Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук. Запланированные исследования позволят оценить степень загрязнения микропластиком пройденных акваторий Атлантического и Южного Тихого океанов. - Где вы берёте средства на путешествия? - Денег никто просто так не даёт вообще. Мы не работаем с государственным бюджетом. Есть экспедиционный штаб, он в основном и занимается вопросами финансирования. Готовится проект со сметой, и начинается долгий поиск спонсоров. Иногда на это уходят годы. Нужно огромное количество встреч, потому что недостаточно рассказать, что мы, мол, хотим построить катамаран, он стоит полмиллиона долларов и будет оборудован российскими солнечными батареями. Спонсор-то что от этого получит? Кто-то говорит: да, спасибо, но нам неинтересно. Или слишком дорого. Проведёшь 100 встреч, и из них 90 - пустые. В итоге находится партнёр, которому тема близка и пригодна для использования в его рекламной кампании. Есть фирмы, поддерживающие экспедиции на протяжении многих лет, из одного проекта в другой, разделяющие наши ценности и довольные уровнем организации и реализации проектов. - Ваши дети тоже путешествуют и ставят рекорды? - Профессионалами в этой среде они не стали, да этого и не хочу. Я, скорее, против династий. Бывает так: отец - врач, и сын по накатанной дорожке тоже пошёл в доктора. Но призвания к этому нет, и он не на месте. Считаю, что каждый должен реализовываться в своём направлении. У меня трое детей и шесть внуков. Старший сын Оскар - менеджер моих экспедиций и на протяжении 25 лет руководит штабом. Дочь Татьяна - медицинский работник. Младший сын Николай окончил школу с отличием и определяется с вузом. Раз в год мы совершаем семейные экспедиции: в 2019-м с детьми и внуками поднимались на Килиманджаро, в августе 2020-го - на Эльбрус, летом 2021-го - на Арарат, несколько раз ходили на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы». Конечно, в таких мероприятиях нет цели поставить рекорд. Я рад, когда вокруг меня друзья, семья, внуки, а совместные путешествия - это ещё один способ пообщаться с близкими людьми. Трансарктическое путешествие на собачьих упряжках - Задумывались над тем, что вас постоянно побуждает к путешествиям на грани человеческих возможностей? - Люблю делать осмысленные вещи, а просто лежать на пляже неинтересно. Что касается экстрима, то сам по себе выброс адреналина меня не привлекает. Гораздо более захватывающе - выйти за рамки стандартов и заданных возможностей, использовать инновационные технологии, привлекая внимание к актуальным проблемам. Это экология, альтернативная энергетика, сохранение биоразнообразия океанов. Не хочу жить в пустыне среди гор мусора. - У вас есть ещё один интересный проект - деревня Фёдора Конюхова в Тульской области. Какой вы видите её через 10-15 лет? - Абсолютно самостоятельным поселением, в котором живут 300 семей. И каждый занят тем, что по душе. Деревня будет самой настоящей, не лубочной. Архитектура разнообразная: у кого-то дом деревянный, у кого-то - каменный. У одних куры во дворе, у других - гончарная мастерская или кузница. Кто-то занимается гимнастикой, кто-то - скандинавской ходьбой, велоспортом, лыжами зимой. Одни тут постоянно, другие приезжают среди недели. В целом это люди, у которых есть желание, свободное время и возможности. Во время своих странствий Фёдор Конюхов не расстаётся с кистью Сейчас мы закладываем, так сказать, основные точки интереса: музей путешественников, картинную галерею, детскую школу, скалодром, площадку для запуска воздушных шаров, обсерваторию, лыжную трассу вокруг населённого пункта (летом это велотрасса) и так далее. А жители сами обеспечат их наполнение. Они же будут управлять поселением. Я считаю, что мы не должны вмешиваться и администрировать какие-то процессы, это неправильно. Собственно, поэтому место и называется деревней - это не коттеджный посёлок со строгим уставом и членскими взносами. Там живут свободные люди, близкие нам по духу. - Не так давно все мы пережили пандемию и самоизоляцию. Наверное, для вас это стало настоящим испытанием… - В то время я дописал книгу «Мой путь к мысу Горн», работал над масштабными картинами. Старался делать что-то полезное: по весне сколачивал скворечники, ухаживал за садом. Строил часовни и храм в честь Святителя Николая Чудотворца в своей деревне в Тульской области. С детьми из разных благотворительных фондов высаживали деревья. Но скажу честно - очень скучал по океанским просторам! Визитная карточка Фёдор Конюхов - советский и российский путешественник, писатель. Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Мелитопольского района Запорожской области. Окончил несколько учебных заведений по специальностям «резчик-инкрустатор», «судоводитель», «судовой механик». Также обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём однажды - на вёсельной лодке. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов Земли: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первым в России добрался до Северного и Южного полюсов на лыжах, первым совершил одиночное кругосветное плавание и кругосветный полёт на воздушном шаре, первым выполнил программу «Семь вершин». С 1995-го проживает в Москве. На Садовнической улице столицы расположена творческая мастерская Конюхова. В 2004 году он построил при ней часовню в память о погибших моряках и путешественниках.