Граничащие с Белоруссией страны ЕС хотят перекрыть железнодорожное сообщение с ней

Варшава, Вильнюс и Рига могут закрыть железнодорожное сообщение с Белоруссией. Об этом заявил замминистра внутренних дел и администрации Польши Мачей Вонсик, сообщает Польское агентство печати. По его словам, это значительно повлияет на перевозку различных товаров, в том числе китайских. По мнению Вонсика, КНР должна подать президенту Белоруссии Александру Лукашенко «правильный сигнал», чтобы тот не предпринимал действий, от которых пострадает китайская торговля. На белорусско-польской границе в настоящее время работает только два пункта пропуска: «Брест» («Тересполь») — для легковых автомобилей, через который осуществляется пассажирское движение, а также «Козловичи» («Кукурыки») — для грузовых. Он доступен исключительно для перевозчиков из стран ЕС и для железнодорожных составов. На этой неделе власти Литвы объявили, что в ближайшее время будут закрыты два из шести погранпереходов с Белоруссией. Комментирует гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Граничащие с Белоруссией страны ЕС хотят перекрыть железнодорожное сообщение с ней
© BFM.RU

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Между Литвой и Белоруссией еще работают, если я не ошибаюсь, два таможенных пункта пропуска через границу — один крупный, другой поменьше. На границе Польша — Белоруссия остался, по сути дела, один пограничный переход. На самом деле, Литва говорила о закрытии двух переходов, но это касалось только физических лиц, то есть это не касалось большегрузов. Тут предельно все просто. Пока что остаются какие-то пункты пропуска, а если их закрыть, транспортные потоки, скорее всего, пойдут через балканские страны, Турцию и так далее. Это отразится на стоимости логистики, она подорожает, увеличится время на поставку товаров. На самом деле, сейчас много провокаций, в каком-то издании рассказали, что вроде грядет какой-то новый пакет санкций, который запретит транзит санкционных товаров вообще через Белоруссию и Литву. Теперь грозятся закрыть границы. Я думаю, что эта тема так и останется спекулятивной в области исключительно политических заявлений, а страдать от этого всего будет бизнес и конечный потребитель товаров, вот и все. Ну, закрыли переходы, товары все равно из Европы идут. У нас осталась еще торговля несанкционными товарами, а санкционные товары идут по транзитным коридорам, они же все равно поступают. Если закроют, значит, товары станут еще дороже. Но, на самом деле, этими запретами, закрытиями переходов и так далее Литва себе тоже достаточно большую головную боль заполучила, равно как и Польша, потому что в Литве почти 17% экономики составляли транзиты и грузы. В Латвии такие транзиты еще до 2022 года доходили до 90%. А экспортный ВВП Литвы вообще на 42% — это транспортные услуги. Если убрать всю лирику, которую я сейчас говорил, — да, закрывать еще есть что, но если так дальше пойдет и все это обрубится, весь поток грузов пойдет через Турцию. Турция станет бенефициаром, логистика вырастет, а с рынка уйдут все оставшиеся прибалтийские и польские транспортные компании, и выгодоприобретателями станут транспортные компании из Турции, из Азербайджана, наверное, Грузия, Армения подтянутся, ну и наши, наверное, тоже начнут на этих маршрутах пытаться работать, по крайней мере на маршруте Турция — Россия».

Что касается белорусских граждан, то пока все границы для них открыты. Въехать в соседние страны они могут только по автомобильным дорогам. Поезда туда не ездят и самолеты не летают из-за санкций. Вот что рассказывает гид из Минска Сергей:

— Я был на прошлой неделе в Польше, на следующей буду в Литве.

— Каким транспортом перемещаетесь?

— Железнодорожное сообщение прекращено, а так машины, автобусы без проблем, без ограничений ездят.

— И в Литву, и в Польшу можно проехать?

— Да, конечно.

— И там ни пробок, ничего нет?

— Когда суббота, бывает по-разному. Но автобусы идут по расписанию, иногда с опозданием на пару часов бывает. Понимаете, граница. У нас был пару недель назад форс-мажор, там пакистанцы заблокировали один погранпереход, соответственно, была пробка на границе на несколько часов. В рабочем режиме граница работает. Есть форс-мажоры всегда, это же граница. Граждане Белоруссии без проблем получают шенгенские визы и едут. Сейчас у нас почти каждую неделю в Грецию отправляются по пять-шесть автобусов с туристами, никаких проблем. Граница для белорусов открыта, наши туристы ездят. Я на следующей неделе в Мюнхен везу туристическую группу, в замки Баварии. То есть визы дают, ставят их в основном, правда, под тур, но ставят долгосрочные — полгода-год. Выезд в Венгрию на экскурсию на пять дней обойдется с визой в 450 евро. Это и виза годовая, и выезд в Венгрию. Наземный транспорт без проблем ходит, железнодорожный и авиасообщение отсутствуют.

В последнее время активно укрепляет границу с Белоруссией Польша. Так, на рубеже был построен металлический забор, на границу с Белоруссией Польша также перебросила две тысячи военнослужащих. Латвия с 11 августа также введет усиленный режим охраны границы с Белоруссией. Литва допускала закрытие нескольких КПП на границе с Белоруссией из-за присутствия бойцов ЧВК «Вагнер» в стране. Ранее министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский заявил о том, что граничащие с Белоруссией страны Европейского союза готовы ее «полностью изолировать».