Сколько стоит устроить помолвку на воздушном шаре в небе над Екатеринбургом

Зависнуть над землей и никуда не спешить: уральские аэронавты каждое лето дарят такую возможность любителям приключений. Сезон воздухоплавания открыт с мая по сентябрь. "РГ" просчитала экономику одного подъема в небо и узнала, почему пилоты вынуждены брать на борт попутчиков.

Сколько стоит устроить помолвку на воздушном шаре в небе над Екатеринбургом
© Российская Газета

В Федерацию воздухоплавательного спорта Свердловской области входят шесть человек, летают только четверо. В аэроклубе из Башкортостана и того меньше - два сертифицированных пилота. На всю страну цифра варьируется в пределах двух сотен, и это закономерность 5-10 последних лет, сказывается отсутствие господдержки. Даже после многочисленных обращений пилотов к чиновникам на Среднем Урале все еще не закреплен земельный участок, где можно было бы спокойно тренироваться и разместить учебную базу для аэронавтов, пара- и дельтапланеристов, других энтузиастов малой авиации.

Мастера неба свои услуги не продают: по воздушному законодательству, как только капитан воздушного судна берется за перевозку пассажиров, его полет получает статус "коммерческая деятельность", а ее нужно лицензировать в Росавиации, подавать заявку на каждый рейс. Так что, если вы захотите подняться вверх на воздушном шаре, вам предложат учебно-тренировочный или демонстрационный полет - такие сертификаты предлагают компании-посредники, организующие разные виды активного отдыха.

Сами аэронавты уверены, что их средство передвижения нельзя приравнивать к пассажирскому транспорту.

- В отличие от маршруток или лайнеров мы не можем гарантировать, что доставим людей из точки А в точку Б в определенное время. Поэтому мы считаем, что не перевозим пассажиров, а совершаем учебно-тренировочные и демонстрационные полеты. Конечно, пилот не откажется, если кто-то предложит возместить часть затрат, но для него нет ничего важнее, чем небо и регулярные тренировки, - подчеркивает экс-президент Федерации воздухоплавательного спорта Свердловской области Алексей Гончаренко.

Ключ от неба на двоих романтиков доступен за 20-36 тысяч рублей. В группе место обойдется в 7-8 тысяч

Помониторив предложения демонстрационных полетов в Екатеринбурге, мы поняли, что ключ от неба для двух пассажиров доступен за 20-36 тысяч рублей в экономварианте и за 40 тысяч на аэростате в виде сердца. Для группы из 6-7 человек место обойдется в 7-8 тысяч рублей. Кроме того, аэронавты могут сдавать свои "корабли" в аренду для так называемых шоу на привязи. Они стоят около двух часов на площадке, где идет мероприятие, украшенные баннером с логотипом заказчика. В среднем это стоит 50 тысяч рублей за два часа.

Екатеринбуржец Иван последние двадцать лет чаще проводит в корзине воздушного шара, чем на земле. Первый подъем совершил в 2009 году, а до этого пять лет знакомился с азами воздухоплавания, помогая команде другого пилота. По нашей просьбе он посчитал себестоимость одного рейса: 17-18 тысяч рублей. В эту сумму входит не только обеспечение самого полета, но и обслуживание автомобиля с прицепом, который привезет команду к месту старта. Также в бюджет закладывается прохождение врачебно-летной комиссии (35 тысяч рублей), амортизационный сбор на техническую сертификацию аэростата (порядка ста тысяч в год), хранение в теплом гараже или на складе (аренда от 4000 рублей в месяц), закупка сжиженного газа в баллонах (на один час требуется 150-200 литров). Сама покупка шара с корзиной обходится в 2,5 миллиона и выше. Новый комплект теоретически должен прослужить 400 летных часов, хотя при жестких посадках придет в негодность уже через 200.

- Можно, конечно, найти купол-оболочку и за миллион, но все понимают: он уже "с пробегом", никто не готов рисковать, - комментирует ситуацию Иван.

В общем и целом аэронавтику как бизнес-модель нельзя назвать предсказуемой: свои правила всегда диктуют погода и метеоусловия. Днем летать невозможно из-за сильного солнца, образно говоря, атмосфера кипит, как вода в кастрюле. Самое благоприятное время - утро и вечер. Сезон 2023 года, по оценке пилотов, выдался низким: желающих полетать на Урале стало меньше раза в два. Похожая ситуация в Башкирии.

- Думаю, сказалось общее настроение в стране, - рассуждает член авиаклуба. - Конечно, есть исключения, например, романтики, которые делают предложение руки и сердца в воздухе. Было 5-7 таких пар, но эти поездки не покрывают наших расходов на инвентарь и газ.

Кроме того, у аэронавтов непросто складываются взаимоотношения с авиавластями. До 1997 года закон вообще не упоминал пилотируемые аэростаты, приходилось согласовывать все детали, получая разрешение на полет, но общий язык находили всегда. Сейчас, казалось бы, все вопросы урегулированы Воздушным кодексом и авиационными правилами (введена регистрация и сертификация самих аэростатов, сформулированы требования к тому, кто управляет шаром, и правила использования воздушного пространства), при этом отношение к малой авиации стало жестче. Уведомительные полеты разрешены только в зоне G, а таких зон, пригодных для аэростатов, мало, в отличие от зарубежья.

- Специалисты по управлению воздушным движением следят, чтобы в одном пространстве не работали одновременно два аппарата, мол, это исключает возможные ЧП, - говорит Алексей Гончаренко. - Но пилоты-профессионалы и так обязаны учитывать аэронавигационную обстановку, избегать сближений. "Запирание" в одной зоне ограничивает развитие малой авиации.

Кстати

По данным Уральской транспортной прокуратуры, в мае 2023 года воздушный шар типа АХ-8 отклонился от маршрута, снизился на 20 метров и пролетел над предприятиями Каменска-Уральского. По постановлению прокурора пилот за нарушение правил использования воздушного пространства привлечен к административной ответственности. Ему выписали 20 тысяч рублей штрафа.