«Сядем в этот старый катерок»: ростовский художник на яхте «Русич» прокладывает маршруты по Дону
Ростовская область, 14 июля 2023. DON24.RU. Ростовский художник-маринист, поэт и путешественник Валерий Копейко спустил на воду свою яхту «Русич». Он готов к дальним плаваниям, но еще не знает, куда в этот раз позовет его муза странствий. Об этом сегодня сообщает областная газета «Молот». Моряк и художник Среди прочих морских и речных волков, которых много на просторах Дона, капитан Копейко выделяется не только старинной казачьей фамилией. Романтическая тяга к путешествиям у него сочетается с творчеством. Валерий – профессиональный живописец, член Ростовского отделения Творческого союза художников России. На больших полотнах в его мастерской – паруса казачьих стругов, на которых ватаги донцов ходили в походы на Азов и Астрахань за добычей и славой. Валерий Копейко любит рисовать исторических личностей: Ермака Тимофеевича, Стеньку Разина, Петра I. С особенным тщанием он вырисовывает такелаж старинных судов, волны и украшенные парусами пейзажи. Опыт одиночных путешествий под парусом у художника-капитана накопился приличный. Выпускник ростовской мореходки, еще в 1990-е он отправлялся в походы по Азовскому и Черному морям на парусной яхте «Бродяга». Шестиметровое суденышко в полной мере позволяло испытать морскую стихию, но не могло слишком далеко отходить от прибрежной линии. А хотелось большего. Поэтому, вернувшись из очередного плавания, путешественник передал «Бродягу» в дар Старочеркасскому мужскому монастырю, а сам стал искать другие суда. Потом была поморская ладья «Надежда», на которой ростовчанин присоединился к арктической экспедиции «Золотое кольцо», проделав часть маршрута по внутренним рекам России – от Соловецких островов до Черного моря. Фото из архива героя публикации Следом был «Альтаир» – уже серьезная двухмачтовая шхуна, сделанная своими руками. Валерий использовал корпус старой яхты, неведомо какими ветрами занесенной из Новой Зеландии в порт Темрюк на Азовском море. На ней поздней осенью он совершил рискованный переход в Ростов при высокой волне и сильном ветре. Фото из архива героя публикации И вот, наконец, судно «Русич». Малый сетеподъемник Валерий нашел в одном из рыболовецких колхозов на Цимлянском водохранилище. Суденышко с небольшой осадкой позволяет выходить в море в пределах 20-мильной зоны, но в то же время комфортно себя чувствует на донских отмелях. Валерий приобрел его с помощью пожертвований единомышленников. «Русич» предназначается не только для путешествий, но и для плавпрактики ребят, занимающихся в городском клубе «Юный моряк». Валерий полностью его переоборудовал, поставив мачту для возможности передвижения под парусом. «Русич» стал частым гостем на донском фарватере, и вот теперь он открыл новый сезон. «Давай-ка сядем в этот старый катерок» Капитан Копейко уверен, что наш туристический потенциал используется далеко не в полной мере. Путешествия на малых судах вверх и вниз по Дону – это особенная фишка, которой можно привлечь множество отдыхающих. В текущей ситуации, когда многие привычные направления за рубеж оказались закрытыми для российских туристов, особое внимание уделяется развитию внутренних маршрутов. Батюшка-Дон с его историческими, природными и гастрономическими достопримечательностями требует к себе особого внимания. Особенная прелесть – в водном путешествии к старинной казачьей станице Старочеркасской. Отчалив от причала на Буденновском спуске, можно полюбоваться видами Ростова, Зеленого острова, Аксая, пройти под несколькими мостами. Настоящим открытием может для многих оказаться остановка на Шишловском острове с великолепным песчаным пляжем и прозрачной речной водой. А дальше – казачья старина, храмы, пушки, большой музей. И настоящая донская кухня: рыба, уха, раки, разносолы и ароматное вино из местных сортов винограда. Можно вспомнить знаменитую песню в исполнении Константина Ундрова про старый катерок, в который надо сесть, чтобы «наступила благодать». Воспетые им «отмели и чайки у затонов» – вот они, только руку протяни! Не менее интересно путешествие вниз по Дону. Сразу за Кумженской стрелкой, где от главного русла отделяется большая протока Мертвый Донец, начинается нижнедонская дельта. Это десятки малых и больших островов, разделенных протоками-ериками. Здесь нагуливает свой вес рыба. Среди плотных зарослей таятся уединенные песчаные пляжи, на которых не жарко даже в летний зной. Перед выходом в Таганрогский залив есть исторический остров Перебойный с лоцмейстерским постом, на котором в 1901 году изобретатель радио Александр Попов принял первую в мире радиопередачу через первую гражданскую радиостанцию. В нижнем течении Дона расположен старейший город Азов с восхитительным музеем, крепостными валами, множеством памятников и другими достопримечательностями. При хорошей погоде можно выйти в море и дойти до Таганрога – несостоявшейся южной столицы Российской империи, тем не менее сохранившей свой исторический шарм. Путешествие на малом судне хорошо еще тем, что имеется возможность высадиться практически всюду. Осмотреть понравившееся место, отдохнуть там – и отправиться дальше. «По воде есть много маршрутов, полных прибрежных красот и памятных мест, – говорит Валерий Копейко. – Сделать их доступными для массового туризма не дает прежде всего высокая цена на топливо. Очень помогла бы программа государственной поддержки, к которой могли бы подключаться владельцы малых и средних судов. Надо думать не только о туризме, но устраивать путешествия по Дону для наших школьников, чтобы они знали и любили свой родной край». Звезда-романтика Романтика дальних плаваний всегда была путеводной звездой капитана Копейко. Он рисует наброски для будущих картин прямо на борту своих судов, там же сочиняет стихи и песни. По окончании навигации возвращается в город и на берегу завершает свои произведения в ожидании нового сезона. Валерий Копейко – участник многих художественных выставок, и его картины привлекают внимание не только красивыми парусами, но еще и исторической достоверностью. Среди работ живописца есть эпические полотна, изображающие петровский флот у донского берега, ватагу казаков под предводительством Степана Разина, легендарного богатыря Пересвета, устремившегося в схватку с Челубеем на Куликовом поле. Есть и автопортрет на самой первой яхте «Бродяга» – под парусом и среди волн. Продуктивно работает Валерий Копейко и в жанре портрета. На стенах его мастерской можно видеть узнаваемые лица известных в Ростове людей. Фото автора публикации Всю зиму художник с нетерпением ожидает нового сезона на воде. С весны начинает подготовку судна. Подкрасить борта и палубу, перебрать старенький движок, чтобы не подвел в пути. Наметить планы предстоящих путешествий, начать подбирать команду. И ждать, когда наступит он – самый лучший момент жизни. Представьте себе ночь, на черном небе, затянутом тучами, ни звездочки. Только на судне горят ходовые огни да в рубке в старом фонаре теплится свечка. Яхта держит курс, переваливаясь с волны на волну. Вокруг ни души, только волны да свист ветра. О чем думается на море? Конечно же, о земле. Вот и ложатся в блокнот неровные карандашные строчки: Степь покрыта седым ковылем, Дуют ветры по Дону опять, Не пора ли, станичники-братья, Нам по синему морю гулять! Наш степной Ростов называет себя морским городом не только потому, что у нас есть знаменитая мореходка. В нашем городе есть настоящие мореплаватели, такие как Валерий Копейко. Можно пожелать семь футов под килем «Русичу» и его капитану в новых странствиях!