Константин Косачев: Участие в «Поезде Памяти» Украины, Грузии и стран Прибалтики — это реально

Двухнедельное путешествие старшеклассников из России, Белоруссии, Армении и Киргизии на «Поезде Памяти», которое началось 21 июня в Бресте и завершается 6 июля в Москве, было разнообразным и запоминающимся. Участники проекта проехали по 15 городам, объединенным памятью об истории Великой Отечественной войны. Что удивило в проекте, который прошел под эгидой верхних палат парламентов России и Белоруссии и Союзного государства, какие ошибки пришлось исправить и каковы планы организаторов «Поезда Памяти» на ближайшие годы, в интервью «Парламентской газете» рассказал «главный вагоновожатый» — куратор проекта, вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Константин Косачев: Участие в «Поезде Памяти» Украины, Грузии и стран Прибалтики — это реально
© Парламентская газета

- Константин Иосифович, в чем отличие «Поезда Памяти — 2023» от проекта прошлого года?

- На этот раз он был запущен с меньшими сложностями, чем год назад, тогда практически все приходилось делать с колес, что называется, по наитию. Больших ошибок мы не допустили, но кое-что пришлось скорректировать в этом году.

- Что именно?

- В прошлом году мы запланировали одинаковое время для посещения пунктов маршрута «Поезда Памяти» — один день на каждый город. В том числе и на знакомство с такими гигантами, как Москва, Санкт-Петербург и Минск. В этом году мы учли замечания участников проекта и отвели на эти три города уже по два дня — это было, на мой взгляд, совершенно справедливо. В результате проект был продлен по времени на трое суток, а протяженность путешествия увеличилась с шести до девяти тысяч километров — ребята немного вымотались, но в претензии никто, по-моему, не остался.

Также в 2022 году мы недостаточно хорошо скоординировали программы, которые готовили для участников проекта в регионах. Они оказались стандартизированными — везде было посещение Вечного огня, возложение венков… Вроде бы все логично и понятно. Но когда это происходит на протяжении всех двух недель путешествия, эмоции у ребят, конечно, притупляются. И в этом году мы попросили регионы предложить какие-то альтернативные варианты программ для ребят. Мы не ошиблись — удалось максимально избавить программы от повторов. И на протяжении всего маршрута у участников сохранялась острота переживаний подвига наших предков — победителей немецкого фашизма.

- А какие программы произвели самое сильное впечатление?

- Не стал бы выделять кого-то: каждый город содержал свою изюминку. Знаю, что ребятам очень понравилось в Санкт-Петербурге, где они попали на праздник выпускников «Алые паруса», в Нижнем Новгороде, который в этом году стал молодежной столицей России. Все говорят, что по душе им пришлась Тула — помимо того, что это наш крупнейший оружейный центр, там участники проекта посетили Ясную Поляну — поместье Льва Толстого. Мощнейшее воздействие оказало посещение Волгограда и «живое» знакомство с историей Сталинградской битвы, Самары, где располагалась во время войны резервная ставка Сталина. Конечно, запомнилась Уфа — это была самая восточная точка маршрута.

- Вас называют главным вагоновожатым проекта. Что лично вас порадовало в этом году больше всего?

- Наверное, лучшей наградой стала та скорость, с которой все без исключения участники «Поезда Памяти» вошли в единое пространство общения и дружбы. Это произошло, хотя на сей раз к нам присоединились по 20 старшеклассников из Армении и Киргизии — стран со своей историей, традициями, своими навыками общения. Ожидал, что для их адаптации потребуется больше времени, и для меня было настоящим открытием, когда уже на старте 21 июня в Бресте ребята общались, что называется, на одном языке взаимной симпатии и дружбы. Это опыт и для участников проекта, и для нас, его организаторов.

- В следующем году планируется расширять количество стран-участниц до всех государств СНГ. А в 2025 году на «Поезд Памяти» хотят собрать старшеклассников из всех 15 бывших советских республик. Насколько реальны эти планы?

- На мой взгляд, очень даже реальны. Сейчас мы будем направлять приглашения на участие в проекте 2024 года практически во все страны СНГ — это примерно 8-9 стран. И если все они согласятся, то для организаторов задача будет намного сложнее, чем раньше, мы знаем, что у некоторых стран СНГ отношения далеко не безоблачные, могут лететь искры на армяно-азербайджанском или на киргизо-таджикских направлениях. Поэтому проведем серьезную разъяснительную работу, чтобы ребята не тащили с собой на «Поезд Памяти» разногласия, не пытались доказать друг другу правоту позиций своих государств. Каждый имеет право оставаться патриотом своей страны. Но «Поезд Памяти» — проект, в который приходят, чтобы найти точки соприкосновения, а не доказать друг другу, что таких точек нет. И если нам удастся объединить ребят из разных, даже спорящих между собой стран, — это будет потрясающим результатом!

Что касается 2025 года, то в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы действительно хотим собрать в «Поезде Памяти» ребят из всех постсоветских республик, включая Грузию, страны Балтии и Украину. Это вполне реально, учитывая, что количество пассажирских мест на поезде — а это всего 200 человек — чисто технически мы расширить не сможем, а значит, квота на одну страну не сможет превышать 15 человек. У меня нет сомнений, что в каждой стране из бывшего СССР мы найдем 10-15 семей, в которых хранят честное отношение к нашей общей истории. Она, история, — на нашей стороне и нужно отстаивать ее в том числе в рамках таких проектов, как «Поезд Памяти». Не сомневаюсь, кстати, что сопротивление этому будет колоссальное. Но сдаваться мы не собираемся.

- А планируете ли со временем привлекать к проекту старшеклассников из стран дальнего зарубежья, которые в свое время входили в антигитлеровскую коалицию?

- Может быть, на последующих за 2025 годом этапах развития проекта мы найдем единомышленников в этих странах — тех людей, которые не запятнали память своих предков искаженным отношением к героической истории.

- Будут ли другие проекты, аналогичные «Поезду Памяти»?

- Признаюсь, мы вынашиваем такие планы. Речь идет о других проектах, не дублирующих по содержанию «Поезд Памяти», но с использованием колоссального созидательного потенциала, который при реализации нашего проекта мы наработали в партнерском «треугольнике» Совет Федерации — РЖД — движение «Большая перемена». Пока не готов раскрывать подробности, но мы серьезно над этим думаем.

- Лично для вас «Поезд Памяти» — это?..

- В свое время великий французский писатель Виктор Гюго назвал два величайших, на его взгляд, открытия, сделанных человечеством. Первое — изобретение колеса, которое позволило человечеству победить пространство, второе — изобретение печатного станка, которое с помощью книги помогло человеку победить время. Так вот, для меня «Поезд Памяти» — это победа, во-первых, над пространством через путешествие на поезде, во-вторых, над временем через сохранение памяти о нашей истории. И то, и другое, считаю, в равной степени интересно и привлекательно для современной молодежи.