От 300 рублей к 50 тысячам: почему в России хотят ввести новый сбор для авиапассажиров

Министерство транспорта России вернулось к обсуждаемой с 2021 года идее дополнительного сбора с пассажиров при покупке билетов на самолет в случае банкротства авиакомпании. Об этом сообщило издание «Коммерсантъ». «Вечерняя Москва» разбиралась, в чем заключается идея Минтранса и чем может быть полезна ее реализация.

От 300 рублей к 50 тысячам: почему в России хотят ввести новый сбор для авиапассажиров
© Вечерняя Москва

Какова цель нововведения

Идея введения нового сбора заключается в том, что на случай финансовых проблем у перевозчиков пассажиры должны быть застрахованы. С такой инициативой сейчас выступили в «Ростехе», отметив, что еще нет конкретных решений и комментировать это пока рано.

По мнению экспертов рынка, размер сбора может составить от 150 до 300 рублей за каждого пассажира. Предполагается, что сформированный резервный фонд способен ускорить возврат средств за билеты в случае дефолта авиакомпании, при этом каждый билет будет стоить дороже.

Зачем нужен дополнительный сбор

Люди еще не забыли громкую историю с банкротством «Трансаэро», заметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. В тот момент практически два миллиона пассажиров остались «неперевезенными». Именно тогда впервые начал обсуждаться вопрос о том, что делать в случае каких-то глобальных кризисов, которых в последнее время было немало. Например, сложным периодом для авиаиндустрии оказались пандемия и введение санкций.

При этом он отметил, что массовых банкротств российских авиакомпаний эксперты не ждут.

— Инициатива никак не привязана к ситуации в авиакомпаниях. Я не вижу признаков, приближающих банкротство авиаперевозчиков. Скорее наоборот: объемы перевозок растут, спрос растет, авиакомпании планируют в этом году вывести объем перевозок на досанкционный уровень. Какое тут банкротство? — заявил специалист.

«Дополнительные деньги с пассажиров»: как могут измениться правила провоза багажа и ручной клади

По его мнению, идею создания резервного фонда можно считать здравой, если грамотно донести ее смысл до людей.

— Я считаю, что нужно к этому отнестись как к некоему страховому взносу. Условно говоря, турист выезжает куда-нибудь за границу, деньги у него заканчиваются, гостиницы нет, и тут вдруг банкротится авиакомпания. Что делать? Поэтому лучше заплатить 300 рублей к условным 50 тысячам за билет. Но, конечно, рейсы внутри страны могут стоить гораздо дешевле, и там этот взнос был бы более ощутимым. Поэтому нужно не просто собирать деньги, а сделать так, чтобы распределение было справедливым и вся структура являлась максимально прозрачной. Важно понимать, куда попадают деньги, кто их хранит и как они распределяются, каков план действий в случае банкротства компании, — заключил Гусаров.