"Никаких угроз не чувствуется": корреспондент "РГ" - о том, какая обстановка сегодня в Крыму

Многих перспектива отдыха в Крыму пугает, а другие готовы стоять в длиннющей пробке, чтобы попасть на заветный Южный берег. Что ждет тех, кто все-таки прорвался?

"Никаких угроз не чувствуется": корреспондент "РГ" - о том, какая обстановка сегодня в Крыму
© Российская Газета

Что с проездом

"Пять часов в пробке - и мы летим по мосту. Оно того стоит. Крым, встречай!" - радостно пишут в соцсетях те, кто попал на полуостров, простояв в многокилометровой очереди.

Еще в июне проехать в Крым можно было относительно спокойно, ожидание и досмотр занимали не больше часа. Но с 1 июля начался транспортный армагеддон. Пробка перед Крымским мостом начиналась от последней заправки "Лукойл" на трассе и достигала 13 км. Местные водители шутят: все московские пробки на лето переместились в Крым.

Сложнее тем, кто едет с детьми. Если бы ждать приходилось на стоянке или в накопителе, где можно погулять, посидеть в кафе... А тут все время надо сидеть в машине. Многие не выдерживают и гуляют с малышней по трассе. А где еще? Собак выгуливают в ближайшем винограднике. Туалеты поставили, спасибо. Раздают воду. Но все равно ты вынужден долгие часы провести на жаре на раскаленном асфальте. Кондиционеры не справляются, нервы сдают.

Хотя туристы говорят: все это забывается, когда проедешь мост. Наш народ и не такое переживал, так что к "временным трудностям" люди в большинстве своем относятся с пониманием.

Вспоминаю лето 2014-го, когда после Крымской весны жители нашей необъятной страны в едином порыве рванули на полуостров. Переправа через Керченский пролив, где тогда ходили старые паромы, тогда попросту захлебнулась: в очередях стояли более суток! Потом работу переправы наладили, построили накопительные площадки, добавили новые паромы. Но тут новая беда: туристы, переправившиеся в Крым, встали в жутких пробках на старых дорогах. Тогда построили великолепную трассу "Таврида", и все трудности оказались позади. И нынешние преодолеем.

Советы тем, кто едет на машине

Перед Крымским мостом запаситесь бензином, водой и едой (последняя заправка, магазин и кафе со стороны Тамани - в 13 км от моста). Придумайте занятия для детей. Интернет в пробке плохой, смотреть видео онлайн не получится, загрузите ролики и фильмы заранее.

Берите меньше вещей. Упакуйте все в сумки, рюкзаки, небольшие чемоданы, которые можно быстро достать и отнести на проверку. Если вещей много и выгрузить их не получается, то ваш автомобиль отправят на рентген, а это занимает больше времени.

Почему не на поезде?

"Так билетов нет! Все скупают перекупщики!" - уверяют знающие люди в интернете.

Проверяю. Билеты лучше смотреть на сайте оператора пассажирских перевозок в Крым "Гранд сервис экспресс". Но есть они и на сайте РЖД, на "Яндексе" и у других агрегаторов. Сегодня, к примеру, можно свободно купить билет из Москвы до Симферополя на 20 июля. Купе на поезд "Таврия" N 028 стоит 10 400 рублей. Правда, остались только верхние места. Нижние полки есть в другом поезде, который идет дольше. На выходные в июле свободных мест осталось немного. Но в будни их достаточно.

Но кто ж берет билеты в отпуск в последний момент? Если позаботиться заранее, то будут и нижние места. Билеты на "Таврии" продают за 90 суток, а на некоторые даты - за 45 дней (это связано с ремонтом путей в Центральном федеральном округе). Из Москвы можно напрямую доехать в Севастополь, Евпаторию, Феодосию, Керчь. А можно до Симферополя, и оттуда уже на автобусе или такси до любой точки на море.

- На старте продаж на популярные поезда из Москвы очень быстро разбирают нижние полки. Далее долго есть в продаже верхние, - объяснили в транспортной компании. - На летний сезон назначены дополнительные поезда. Плюс маршруты с пересадками, на них билеты есть практически всегда, даже когда закончатся на прямые поезда.

Пытаюсь найти сайты, где бы перекупщики продавали билеты в Крым с накруткой. Не нахожу. Цены на разных сайтах отличаются несильно, на несколько сотен рублей. Количество свободных мест везде одинаковое. В перекупщиков слабо верится. Уже давно все билеты на поезда именные, и переоформить их на другого человека затруднительно. Можно вернуть и попытаться купить снова. Но нет гарантий, что этот билет достанется тому, кому надо.

Кстати, еще один плюс поездов - все билеты возвратные. Возвращают всю стоимость, даже если отказаться за день до поездки.

Про безопасность

Этот вопрос туристов волнует больше всего. Что, конечно, сказывается на турсезоне. Людей этим летом в Крыму не так много, как в Сочи. С другой стороны, в этом и плюс. Можно отдыхать с комфортом.

По моим ощущениям, местные жители (по крайней мере все, с кем я общаюсь) чувствуют себя в безопасности. Конечно, какие-то риски существуют, но они есть везде, даже на московской Рублевке. Как показывают последние месяцы, "прилететь" может куда угодно - нельзя же все время жить в страхе. Наши военные для защиты полуострова делают все что могут, ведь это их родная земля, здесь живут их семьи и дети.

Местные жители чувствуют себя в безопасности. Конечно, какие-то риски существуют, но они есть везде, даже на московской Рублевке

Цели таких атак очевидны. Соседи стараются произвести как можно больше шума, показать картинку эффективной работы. К примеру, повредили железнодорожные пути, о чем СМИ раструбили на весь мир. Но крымские ремонтные бригады быстро все восстановили, поезда пошли по расписанию, пассажиры проблемы практически не заметили. Весной украинские дроны подожгли нефтебазу в Севастополе. Но на жизни жителей города это никак не отразилось.

Когда идешь сегодня по пляжу, никаких угроз не чувствуется. Люди загорают, купаются. Вода в Севастополе уже +23. Спокойно и на пляжах Ялты. Людно, но пляжи не переполнены. Все работает - и столовые, и экскурсбюро, и музеи.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Борис Голкин

А что там с водой?

Ходят слухи, что из-за подрыва вээсушниками дамбы Каховской ГЭС Крым снова остался без воды. Это не так. С водой у нас все в порядке.

Питьевую воду города и поселки Крыма получают из внутренних источников, которые не зависят от заполнения Северо-Крымского канала. С 2014-го по февраль 2022 года, когда Украина устроила водную блокаду Крыма, полностью перекрыв подачу воды в канал, полуостров научился жить за счет своих ресурсов. В период засухи 2020-2021 годов построены дополнительные водозаборы из рек и подземных источников, что позволяет обеспечивать жителей водой даже в самые засушливые годы.

Если Северо-Крымский канал обмелеет, то пострадает сельское хозяйство, в первую очередь рисовые поля. Но и на этот случай у властей подготовлено решение. Водохранилища на полуострове сейчас заполнены более чем на 80%, этого запаса для обеспечения водой всех населенных пунктов хватит не на один год, даже если дождей не будет совсем.

О курортном сезоне в Крыму

Он такой же, как и всегда. Открыты все пляжи. На многих благодаря грантам правительства РФ появилась новая инфраструктура: детские площадки, кинотеатры под открытым небом, пункты проката сап-бордов. Подготовлены новые туристические проекты. Фишки этого лета в Севастополе - экскурсии в VR-очках и глэмпинг на виноградниках.

Первыми в курортные города потянулись те, кто обычно ездит к родственникам или имеет свое жилье на побережье. Постепенно заполняются и отели. Чтобы привлечь гостей, многие объявили скидки на проживание в размере 20-30% до конца сезона. Номер в трехзвездочном отеле у набережной Ялты стоит в июле от 6 тыс. рублей, места еще есть. В Евпатории в СПА-отеле "4 звезды" цена стандартного номера на двоих - 9 тыс. рублей в сутки, а по системе "все включено" - 15 тыс.

А тем временем на пляжах (на фото Николаевка) людей немного. Но это, конечно, временно. Фото: Тагир Раджавов

Появились глэмпинги на берегу моря. Так, чтобы проснулся - и сразу в море. Но с комфортом, как в отеле. Цена - от 5 тыс. рублей за сутки.

- В июне у нас были брони только на выходные от жителей Крыма. Но сейчас понемногу начинают бронировать июль-август, - рассказал администратор мини-отеля в районе Щелкино.

На набережной Балаклавы зазывают на морские прогулки. Людей пока не так много, как обычно в разгар сезона. Если прошлым летом ялики, которые возят на пляжи, отправлялись один за одним, то теперь приходится ждать минут 30-40, пока наберутся пассажиры. Цена подросла. В прошлом году за доставку до Золотого пляжа брали 200 рублей, в этом - 250.

- Обычно у нас пиковый сезон начинается с июля, - делится капитан маломерного судна Сергей. - Люди все равно едут в Крым, видите, какие пробки стоят? И до нас доберутся.

Альтернатива

А если рвануть через новые регионы?

Можно. Тем более 3 июля запустили движение через Чонгарский мост на границе Крыма и Херсонской области, поврежденный во время обстрела.

Через Чонгар проходит еще один путь из Ростовской области в Крым, расстояния примерно одинаковые, 500 км. Через Чонгар чуть подлиннее, буквально километров на 8. По этой дороге идет снабжение полуострова продуктами и другими товарами. Есть и в нем минусы: придется постоять в очереди на пунктах пропуска, причем дважды - сначала на выезде из Ростовской области, а потом при въезде в Крым. Проверяют весь транспорт - въезжающий и выезжающий.

Житель Подмосковья Антон рискнул добираться в Крым через новые территории. Ехал без семьи, налегке. К дороге готовился: взял с собой перекусить, воду, залил полный бак, снял наличные, но ровно на день путешествия с учетом форс-мажора. В Ростове переночевал и выехал в шесть утра. На пропускном пункте в Новоазовске досмотр занял меньше 10 минут, а с учетом ожидания в очереди вышло около часа. Дальше дорога чередовалась: первые 50 км до Мариуполя - абсолютно новый асфальт со свежей разметкой и полностью разбитое шоссе дальше.

- В дороге пригодилась карта, которая всегда лежит в бардачке, потому что навигатор чаще всего не работает. И мобильная связь - местный "Феникс" - тоже далеко не везде, - рассказал он. - Но умные люди мне еще на пункте пропуска подсказали: держись за потоком фур, они доведут.

В Мариуполе, Мангуше, Демьяновке - везде можно заправиться и перекусить. Где-то это придорожный прицеп с тандырной выпечкой, а где-то уже и кафе с пластиковой мебелью. Цены, правда, на 10-20% выше, чем в Ростовской области. И да, расплачиваться нужно наличными. Чеки где дают, где нет.

В дороге я насчитал с десяток блокпостов. Но они как раз не нервируют, а скорее наоборот - как-то добавляют внутреннего спокойствия. Остановки были на этих блокпостах, из-за ремонтных работ на дороге, а еще из любопытства - посмотреть, как живут местные. Заправляться в пути не пришлось, потому что бак был полный, и в принципе весь путь можно преодолеть на одной заправке. На въезде в Крым очередь машин относительно небольшая, до сотни фур, "газелей" и немного легковушек. Прошли весь досмотр меньше чем за час. В целом, с учетом всех остановок и прочих дорожных неизбежностей, весь путь от Ростова до въезда в Крым занял семь часов. Я потом понял, что мой риск был внутри меня. Всю дорогу не отпускал мандраж, чувствовал себя каким-то сталкером. Но когда въезжал в Крым, понял, что самым большим приключением были убитые местами дороги.

Подготовил Сергей Винник