В Тюмень привезли передвижной проект о развитии Транссиба

У братьев Матвея и Андрея Будим случился блестящий выход в свет - в форме с иголочки, начищенных туфлях, красивых фуражках. Среди рабочих смен на детской железной дороге посещение новой выставки про становление Транссиба и не только - просто праздник какой-то.

В Тюмень привезли передвижной проект о развитии Транссиба
© Российская Газета

Привезенных в город информационных стендов про профессию, которая манит мальчишек, много, есть и зона с артефактами из фондов Тюменского музейно-просветительского объединения. Ребята долго ходили вдоль плакатов, рассматривали фотографии, читали выдержки, спорили и соглашались… А, главное, убедились: их мечта стать машинистами поезда очень светлая. Мама Марина поддержала: хотите - добивайтесь цели, вот сколько положительных примеров перед глазами - от крестьян и рабочих до адмиралов и святейших особ - все верили в будущее рельсов, опоясавших страну, открывших для нее перспективы.

При участии юных железнодорожников, студентов профильных учебных заведений, первых лиц региона в музейном комплексе имени Словцова открылась передвижная выставка "Развитие железных дорог в России под покровительством Императорского Дома Романовых". Над ней полтора года трудились научный коллектив фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" и институт всеобщей истории Российской академии наук. Экспозиция посвящена 130-летию Транссиба и 110-летию, как магистраль прошла через Тюмень и определила ее роль в судьбе России.

- В годы Великой Отечественной войны по железной дороге в западную Сибирь эвакуировали более двух десятков заводов - они стали фундаментом тюменской промышленности, благодаря путям развивался Север, - отметил губернатор Александр Моор.

Председатель наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Громова добавила, что коротко рассказать о великом народном проекте довольно непросто, поэтому и плакатов немало. Чтобы изучить их в медитативном режиме, нужно запастись временем. Ценно и другое: так как есть электронная версия, стенды можно тиражировать в любой точке страны в привязке к событийному календарю территорий. Поэтому такие же церемонии открытия ожидаются в Омске, Иркутске, Красноярске, Чите, Хабаровске, Владивостоке…

- Открытие Транссиба стало миссионерским переселенческим проектом - с 1906-го по 1910-й год каждый сезон по 500 тысяч крестьян из центральных и западных губерний направлялись в Сибирь. Благотворительный фонд имени Александра III, который создал Николай II, строил для этого храмы, школы, больницы, питательные заведения - не только вдоль железной дороги, но и глубоко в тайге. Появились новые города - Новосибирск, Чита. Население Челябинска увеличилось в шесть раз. Меж собой связывались дальние регионы, центр снабжался полезными ископаемыми. Для России это был колоссальный экономический рывок, - рассказала Громова.

В Тюмени узел стали строить в 1881 году, а проект Урало-Сибирской ветки еще в 1866-м разработал Евгений Богданович, первый почетный гражданин города, а потом и член Совета Министерства внутренних дел, генерал от инфантерии. Место, которое под стратегический объект попросил инженер Мациевский, - "против Малого городища" - тогдашняя местная Дума одобрила, обосновав, что оно "вполне соответствует городским интересам". Вокзал открыли в декабре 1885-го, но только с 1913-го железная дорога в Тюмени стала превращаться в ключевой центр Транссибирской магистрали, связываясь рельсами с Екатеринбургом, потом с Омском, далее с городами Югры и Ямала.

Между тем

Развитие железных дорог в России стартовало в 1809 году с подписания манифеста императором Александром I о создании института корпуса инженеров путей сообщения, а стройка началась только в 1834-м. Первое время использовался ручной труд. Кирка - вот что сопровождало рабочего. А вот слово "вокзал" в первые годы значило "неизменно красивый и торжественный центр общественной жизни". В здании железнодорожного вокзала в Павловске, например, выступали величайшие композиторы, поэты и писатели. Именно на вокзалах сосредотачивались лучшие буфеты, рестораны и концертные залы. Железные дороги стали и синонимом технологического прорыва: инженеры придумывали вагоны по перевозке живой рыбы на дальние расстояния и многое другое.