Руководитель представительства МИД России во Владивостоке: «Приморский край активно развивается, несмотря на внешнее давление»

Как Приморье отреагировало на западные санкции, введенные в прошлом году? — 2022 год для всей нашей страны без преувеличения можно назвать переломным. Были сброшены многие маски, отринуты многие концепции. Однако появились и новые возможности. В том числе для любимого Приморья. Первое полугодие по понятным причинам прошло для всех жителей края в обстановке максимальной неопределенности. Привычный ход вещей был нарушен прекращением заходов в порты края крупнейших контейнерных перевозчиков, приостановкой инвестпроектов и побратимских программ, отъездом иностранного персонала совместных предприятий, прекращением международного авиасообщения. Что это дало региону? — Стало очевидно, что порты с избытком заместили выбывшие компании и демонстрируют устойчивое развитие. В ноябре из столицы ДФО возобновились международные полеты. Взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой (сестра лидера которой прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России»). Даже те государства региона, которые в силу ряда геополитических и экономических причин под внешним давлением вынуждены делать реверансы в сторону Соединенных Штатов, в повседневных контактах демонстрируют взвешенную позицию, отвечающую взаимным интересам. По сути, во всей Северо-Восточной Азии страна, которая последовательно подключилась к антироссийской линии, оказалась не просто в меньшинстве – в одиночестве. И даже оттуда с уровня муниципалитетов и обычных людей мы регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты. В марте этого года президентом был объявлен «Курс на Восток», какие результаты демонстрирует Приморье? — По итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья, вдумайтесь в эту цифру, вырос на 15 % (прогнозируемый рост в 2023 году – 6 %). Рост внешнеторгового оборота составил 22 %. В рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 млрд рублей. Край посетили 3 млн туристов, что всего лишь на миллион меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Именно так выглядит «Курс на Восток». Получается, что влияние Запада никак не отразилось на Приморском крае? — Практика показала, что, несмотря на внешнее давление, Приморский край не просто живет (или выживает), но активно развивается. Драйвером и залогом для этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. Спасибо партнерам, которые своими действиями продемонстрировали – жизнь и перспективы за пределами выстроенной коллективным Западом системы есть. Китай на протяжении долгого времени остается главным партнером не только Приморья, но и России, какие итоги совместной работы можно выделить? — Излишне говорить, что такой поворот событий нравится далеко не всем. Мы стоим в начале долгого пути, на протяжении которого край будут испытывать на прочность. Угрозами, санкциями или подрывной информационной работой, призванной не только поссорить его жителей с ближайшими соседями, но и посеять раскол внутри общества. Наиболее показательным недавним примером в этой связи является способ подачи в общем-то рядовой новости о том, что Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Практически все прозападные СМИ (и, что более печально, некоторые российские) буквально вывернули тему наизнанку и подали ее так, будто «слабеющая Россия буквально поступилась суверенитетом и отдала порт Китаю». А теперь давайте «выключим» режим истерики и подумаем логически. Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края – это не что иное, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). В 2015 году они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа. В 2016 году концепция их развития была утверждена Правительством Российской Федерации. Меморандум о сотрудничестве в данном направлении был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. До начала пандемии МТК не только функционировали в повседневном рабочем режиме, но и активно развивались. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тыс. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино – 3,8 тыс. Все эти годы бюджет России получал доходы от таможенного сопровождения транзита, плату за проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места. Где случился тот поворотный момент, когда проект из «новой точки роста пограничной, железнодорожной и портовой инфраструктуры» превратился в «сдачу суверенитета»? Он произошел только тогда, когда некоторым нашим уважаемым «партнерам», которые сами все эти годы активно использовали возможности приморских международных транспортных коридоров, потребовались поводы для раздувания вражды. В последнее время неоднократно появлялись информационные вбросы, касающиеся присвоения Владивостока Китаем. Почему это произошло? — К прозападным СМИ у нас вопросов нет. Это их не первая и не последняя попытка поссорить Россию и Китай, посеять зерно сомнения внутри страны. Мы принимаем как данность, что методички для таких публикаций пишутся не в их редакциях, а далеко за океаном, и будем по мере сил разоблачать подобные фейки. Однако некоторые российские издания, которые подхватили эту истерику, могли бы проявить больше профессионализма и знания истории, политической географии своей страны. Еще раз – минувший год стал поворотным для Приморского края по многим направлениям. Символическим и практическим воплощением этого является обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации от марта 2023 года, где региональные приоритеты внешней политики нашей страны прописаны именно в таком порядке. «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика». Как вы можете видеть, Европа и США ушли в ней в самый конец списка, а из Азиатско-Тихоокеанского региона был выделен отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, который замкнул первую тройку. Более того, документ конкретизировал одну из главных целей кооперации в этом направлении – «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Для Владивостока (да и всего федерального округа) эти акценты в государственном документе значат не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны. Какие задачи сейчас стоят перед губернатором Приморского края? — Никто не занимается шапкозакидательством. Изложенное потребует большой работы, которая уже активно ведется по линии губернатора и аппарата правительства Приморского края, бизнеса и дипломатов. Выстраивается новая внешняя экономика, производственные цепочки, логистика. Трудные времена рождают сильных людей. Это очевидно для дальневосточников – потомков первопроходцев и переселенцев, чьими отличительными чертами всегда были спокойствие, упрямство, собранность, трезвость ума и четкое видение перспективы. Курс на Восток, заявленный президентом, – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем. Фото: представительство МИД РФ во Владивостоке

Руководитель представительства МИД России во Владивостоке: «Приморский край активно развивается, несмотря на внешнее давление»
© РИА "ФедералПресс"