Доля прямых отправительских составов на навалочном терминале ОТЭКО достигла 60%
Доставка грузов в порты идет в основном по железной дороге. Специфика формирования грузовых поездов предполагает в том числе наличие в вагонах грузов разной номенклатуры и грузоотправителей. При поступлении в порт такие составы расформировываются, затем собираются по одной из номенклатур и идут на разгрузку. Как правило, после выгрузки вагоны необходимо собрать в поезда и отправить на пересортировку на станции магистралей. Из-за этого растет нагрузка на сеть и промежуточные станции, где работники РЖД пересортировывают вагоны для формирования прямых маршрутов – до станций погрузки.
Применяемая ОТЭКО система формирования порожних отправительских составов прямо на сортировочной станции в порту, напротив, исключает необходимость пересортировки на РЖД. Это значительно сокращает время нахождения поездов в пути.
Система работает следующим образом. После прибытия грузового поезда на сортировочную станцию Панагия навалочного терминала ОТЭКО работники департамента железнодорожного транспорта сортируют вагоны: уголь одной марки собирается в единый ж/д состав и отправляется на разгрузку на склад или, в случае прямой погрузки, на судно. В этих составах обычно присутствуют вагоны нескольких операторов. После разгрузки пустые вагоны возвращаются на сортировочную станцию, где работники собирают вагоны одного собственника в один состав и отправляют его прямо на указанную оператором станцию назначения – это и есть прямой порожний отправительский маршрут.
«Станция Панагия регулярно принимает поезда с вагонами 72 операторов подвижного состава. С 13-ю из них у ОТЭКО заключены договоры на формирование прямых отправительских маршрутов, а доля прямых составов, которые мы формируем, уже достигает 60%, – отмечает директор департамента железнодорожного транспорта ОТЭКО Роман Лупоок. – Нагрузка на магистральные сети тем самым существенно снижается – в отличие от распространенного на рынке сценария, порожние составы формируются не на ж/д путях общего пользования, а непосредственно в порту. Это уникальная практика, мы лидеры по этому направлению среди портов России».
Напомним, в составе железнодорожного хозяйства ОТЭКО в порту Тамань – 133 ж/д пути, на которых проходит приемка и отправка, выгрузка, сортировка вагонов. Компания продолжает расширять логистические возможности морских терминалов, в том числе и железнодорожной инфраструктуры. В 2023 г. завершится строительство крупнейшей в России частной автоматизированной сортировочной горки на станции Панагия. С ее вводом в эксплуатацию компания дополнительно ускорит обработку составов, что, в свою очередь, скажется на увеличении эффективности работы навалочного терминала.
В предшествующие годы компания уже построила в порту Тамань более 200 км ж/д путей необщего пользования.
Справка
ОТЭКО – оператор двух морских терминалов в порту Тамань, навалочного и наливного, крупнейший частный инвестор в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. Налоговые отчисления ОТЭКО формируют более 60% ежегодного бюджета Таманского сельского поселения и 15% бюджета Темрюкского района. Компания является активным участником общественной жизни Таманского полуострова, крупнейшим работодателем и социальным инвестором, реализует целенаправленную программу по развитию социально-экономического потенциала Таманского полуострова.