Войти в почту

Креативная экономика станет драйвером перехода на качественно новый уровень жизни

По уровню доходов на душу населения Дальний Восток занимает третье место среди округов страны. А доля институтов креативной индустрии в ДФО составляет всего пять процентов (по другим оценкам, меньше) валового регионального продукта. Цифры, озвученные на прошедшей во Владивостоке "Российской креативной неделе - Дальний Восток", плохо соотносятся друг с другом.

Креативная экономика станет драйвером перехода на качественно новый уровень жизни
© Российская Газета

Творческий бизнес

- Здесь виден дисбаланс. Чем выше доход, тем выше должны быть запрос населения на удовлетворение непервичных жизненных потребностей и на качество жизни, услуг, товаров, - считает глава управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Что такое креативная экономика, пока плохо понимают даже те, кто в ней работает. Общее мнение таково, что это бизнес, в котором заняты коммерсанты, создающие культурный продукт. Сюда относится все, что касается кино, музеев, моды, гастрономии, сувенирной продукции, благоустройства общественных пространств, IT-сферы, дизайна, архитектуры, изобразительного искусства, рекламы.

Сегодня эффект работы креативных индустрий тяжело оценить из-за отсутствия кодов их экономической деятельности. Иногда такие предприниматели вообще не ставят целью извлечение прибыли, зачастую они не имеют заводов, земельных участков и прочего, так что трудно измерить их материальный вклад в экономику того или иного региона. Какие-то цифры, конечно, есть. Так, в Приморье шесть процентов представителей малого и среднего предпринимательства работает в сфере креативных индустрий.

- В них задействованы более семи тысяч человек. Оборот этой сферы - 44 миллиарда рублей, - привел данные губернатор края Олег Кожемяко.

Доля креативной экономики в ВВП страны составляет около пяти процентов, стоит задача поднять ее до шести к 2030 году.

- А раз есть цель, то есть и инструменты. Например, создание президентского фонда культурных инициатив напрямую влияет на увеличение этой цифры, потому что мы занимаемся вливанием средств в креативную экономику. Так, в Хабаровске 20-ю миллионами рублей поддержали школу анимации, и дети получили возможность учиться этому направлению, а потом работать в студии "Мечталет". Есть надежда, что они не уедут из Дальневосточного региона, а будут создавать мультфильмы для России и Азии. Соответственно, доля креативной экономики станет расти, - объясняет генеральный директор президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Север в лидерах

Республика Якутия признана самым креативным регионом России в 2022 году. Здесь работает кластер "Квартал труда", резидентами которого являются 70 компаний. К 2024 году их число должно вырасти до 150, общее количество рабочих мест составит 1250. Кино Якутии уже вышло на международный рынок. А еще регион - лидер ДФО по экспорту IT-услуг.

Развитие отрасли здесь началось после того как несколько лет назад субъект сделал ставку на несырьевой сектор экономики. Правительство региона так и поставило задачу: искать возможности экономического развития везде, кроме добычи полезных ископаемых.

- Наш подход отличается тем, что мы делаем упор на повышение доли креативных видов деятельности в целом в экономике. Ведь они есть не только в креативных индустриях, но и в традиционных. И там, где их доля выше, там выше конкурентоспособность, выше шанс на успех, масштабирование бизнеса. Ведь именно люди, которые занимаются дизайном, маркетингом, брендингом, аналитикой, создают добавленную стоимость, - говорит глава Якутии Айсен Николаев.

Замахнулись на Китай

На ВЭФ-2022 директор Центра развития территорий Амурской области Петр Стрелец признавался, что этот регион безнадежно отстал в отрасли креативных индустрий. А как сейчас обстоят дела?

Что такое креативная экономика, пока плохо понимают даже те, кто в ней работает

- Создаем! Мы получили одобрение от минкультуры РФ на финансирование строительства креативного кластера. В этом году приступим к проектированию, сдача в эксплуатацию планируется в 2025-м. В стратегии развития креативной индустрии Приамурья уже определены фокусные точки, - говорит он.

В области решили плотно заняться промышленным дизайном и созданием коммуникационной площадки для специалистов IT-сферы. При этом здесь не боятся конкуренции со специалистами из Якутии. По мнению Петра Стрельца, поможет то, что Приамурье находится на границе с КНР, где очень высок спрос на креативные индустрии, в том числе в направлениях промышленного дизайна и моды. Он считает, что приграничная область может помочь Китаю "упаковаться".

Ушли в кино

Одна из бесспорно креативных отраслей - киноиндустрия. Когда-то развивать ее всерьез намеревалось Приморье, ему даже была обещана киностудия на острове Русском. Но, похоже, край уже уступил лидерство в этой сфере Якутии. Тем более что сейчас в северной республике собираются создать единственный на Дальнем Востоке многофункциональный кинопавильон полного цикла.

- Для нас с нашим коротким летом, а значит, и коротким киносезоном, это очень важный проект. Кинопавильон вошел в мастер-план Якутска, который мы будем защищать перед президентом, - рассказал глава Республики Айсен Николаев.

Но вот в другом Приморье опередило все субъекты Федерации. В 2017 году край первым в России использовал рибейт - выделение кинематографистам субсидии на возмещение затрат на определенных условиях. Иными словами, власти региона заплатили за съемки во Владивостоке киноленты "На районе".

- В 2017 году это было 15 процентов расходов на производство фильма. Нынче Приморский край готов возмещать от 20 до 40 процентов, - говорит исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и ТВ Наталья Шахназарова.

В этом году начинает действовать система рибейтов и в Республике Бурятия - пока из регионального бюджета на это выделено десять миллионов рублей.

Тем не менее все это - самые первые шаги.

- В числе проблем, стоящих перед киноотраслью макрорегиона, - отсутствие материально-технической базы, неразвитость инфраструктуры, нехватка киностудий, оборудования, недостаток мероприятий, направленных на продвижение кинопроектов ДФО, необходимость принятия решения в отношении рибейтов, - признался глава Дальневосточной кинокомиссии и художественный руководитель национальной кинокомпании "Сахафильм" Алексей Романов.