Туманные перспективы Русского Севера: что мешает развитию арктического туризма в РФ

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования интереса россиян к арктическому туризму. Оказалось, что жители России допускают для себя возможность отправиться в путешествие по Русскому Северу, но на этом пути есть ряд серьезных препятствий. Журнал «Слово и Дело» разобрался, есть ли шансы на ликвидацию этих барьеров в обозримом будущем.

Туманные перспективы Русского Севера: что мешает развитию арктического туризма в РФ
© Слово и Дело

Согласно данным ВЦИОМ, наибольший интерес для россиян во время гипотетического путешествия по северным территориям страны представляют природные и культурные достопримечательности (57%), разнообразные, но не дорогие экскурсии (48%) и экзотическая местная кухня (41%). Что касается препятствий для подобных путешествий, то лидирует их высокая стоимость (25%), недостаточное информационное сопровождение (15%), слабо развитая инфраструктура (14%) и плохая транспортная доступность (10%). Как заявил в комментарии для «Слово и Дело» президент Российского союза туриндустрии СТ) Илья Уманский, арктический туризм — категорически не массовое, направление, и потому работа с ним не может основываться на тех принципах, которые подходят для пляжного или культурно-познавательного отдыха. Причем вряд ли в обозримом будущем ситуация кардинально изменится. «Скорее всего это останется достаточно дорогим направлением для бывалых путешественников, которым хочется открыть для себя что-то новое, и они готовы заплатить за такой экзотический формат». Впрочем, даже если не рассуждать в формате массового туризма, проблемы остаются проблемами. В первую очередь эксперт выделил транспортную доступность. Хоть и в небольшом объеме, но она все-таки необходима. Однако в случае с арктическим туризмом путешествие потребует применения специфической техники. Поскольку дороги за полярным кругом встречаются не часто, до некоторых мест проще всего добираться на вертолете. Однако это удовольствие не из дешевых. А для круизов по северным морям нужны специальные суда ледового класса, что также повышает стоимость путешествия. В плане информационного освещения и развития инфраструктуры все упирается в недостаточный спрос. В силу того, что такой вид туризма не отличается массовым характером, на этом направлении работает небольшое количество предпринимателей, которые, к тому же, не хотят рисковать и вкладываться в инфраструктурные проекты без твердой перспективы. «Во многом это проблема курицы и яйца. Потому что отсутствие значительного спроса приводит к тому, что там нет инвесторов, и, как следствие, мало средств размещения. А отсутствие достаточного спроса влияет на желание их создавать», — пояснил эксперт. Глава РСТ отметил, что возможных вариантов решения проблемы, по большей части, два. Либо ждать, пока рынок пресытится, и туристам захочется чего-то новенького. Так произошло, например, с Дагестаном — заурядным направлением, которое несколько лет назад вдруг выстрелило. Либо надеяться на помощь государства. «Здесь либо ждать, такого же чуда, которое произойдет, когда туристы из России изъездят все регионы, поймут, что осталась только Арктика и двинут туда. Либо нужна какая-то государственная программа, которая для этих регионов предусмотрела бы отдельные меры поддержки, стимулирующие развитие инфраструктуры. Но на фоне всего объема забот, которые стоят сейчас перед отраслью, арктический туризм не попадет в фокус внимания в ближайшее время. Хотя то, что мы о нем рассуждаем — уже говорит о многом», — заключил Илья Уманский. Ранее директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко рассказал журналу «Слово и Дело», стоит ли рассчитывать в этом сезоне на недорогой отдых в Грузии, которая после четырехлетней паузы возобновила авиасообщение с Россией.