Дом литературы: чем известен музей «Ясная Поляна»

Музей-усадьба «Ясная Поляна», где жил и работал величайший русский писатель Лев Толстой, подготовил к летнему сезону новые экспозиции и квест для гостей. Жизнь в усадьбе кипит, сюда приезжают тысячи людей каждый месяц. Зачем москвичам посещать место, где были написаны одни из главных произведений русской литературы и до сих пор жива атмосфера, существовавшая при жизни графа Толстого, выяснил специальный корреспондент «Вечерней Москвы».

Дом литературы: чем известен музей «Ясная Поляна»
© Вечерняя Москва

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его», — так писал Лев Толстой о самом важном месте в своей жизни и об одном из главнейших мест в истории отечественной и мировой литературы.

Дворянское гнездо расположено в Тульской губернии, дальнем Подмосковье. Ясная Поляна увековечена в величайшем романе-эпопее «Война и мир». И едва ли найдется хоть один читатель, который слышал бы о Льве Толстом и не знал бы о Ясной Поляне. Настолько тесно оказались связаны человек и место, как дерево с почвой, на которой оно произросло, где его корни получают питание. Именно в Ясной Толстой написал все свои самые значительные произведения, которые не только изучаются несколькими поколениями школьников, но и составляют мировую славу русской литературы.

Пути к усадьбе

Добраться до Ясной Поляны из Москвы просто хоть на автомобиле, хоть на общественном транспорте. Владельцам авто, конечно, немного легче, поскольку после выезда из Москвы на трассу М2 «Крым» им нужно ехать все время прямо и никуда не сворачивать. Единственный крупный город, который встретится на пути, — это Тула, которую нужно будет проехать насквозь, тоже без поворотов. После Тулы, минут через 10, на пути будет Ясная Поляна. Если ехать на общественном транспорте, то из Тулы до толстовского имения ходит много автобусов. Одним словом, дорога нетяжелая и удобная, в целом занимает четыре часа на электричке и автобусе. На автомобиле намного меньше.

Сам Лев Толстой не раз ходил из Москвы в Ясную Поляну пешком с котомкой за спиной в компании странников и перехожих калик, которых всегда на Руси было немало. По воспоминаниям его дочери Татьяны Львовны, так отец хотел отдохнуть от суетливой городской цивилизации. Ясная Поляна была для Толстого спасением.

Спасение она для городского жителя и сегодня. Но нужно помнить, что в выходные дни желающих приехать в Ясную Поляну немало. Стоянка перед входом в музей бывает занята не только автомобилями, но и большими экскурсионными автобусами. Сюда едут взрослые и школьники со всех окрестных регионов. На парковке можно встретить машины с номерами всех субъектов России, не исключая Дальний Восток и Сибирь. Бывают и многочисленные группы китайских туристов. С особым пиететом они всегда стоят у могилы Толстого в лесу.

Как поехать на отдых на Шри-Ланку в 2023 году: инструкция

Если приехать общественным транспортом, то придется всего лишь немного пройти от автобусной остановки мимо школы-интерната, которая была построена поле войны. На пути можно заметить оригинальный памятник — фигуру Ленина в длиннополой шинели с согнутой в локте правой рукой. Это напоминание об эпохе борьбы с культом личности Сталина, когда голову одного вождя просто заменили на голову другого, а с рукой, характерным жестом держащей трубку, сделать ничего не смогли.

Пешеходы проходят через небольшую ярмарку, где продают всевозможные сувениры и овощи, выращенные местными жителями на своих огородах. На сувениры не стоит отвлекаться, их же можно купить и в самой Туле, только дешевле. Так что все, приехавшие в Ясную Поляну, должны в первую очередь стремиться к башенкам, расположенным по краям ворот. Они стоят так со времен старого князя, описанного в «Войне и мире». Тут вход в усадьбу.

Естественность и уют

Меньше всего Ясная Поляна напоминает регулярные парки с посыпанными каменной крошкой дорожками, по которым только и можно ходить. Да, при деде писателя, старом князе, это все было именно так, и ворота усадьбы были в основном закрыты для визитов. При внуке-писателе все изменилось. Толстые всегда жили открытым домом. Огромное количество гостей постоянно приезжали или приходили в имение писателя. Особенно велик их поток стал в последние десятилетия жизни Льва Николаевича, когда он приобрел всемирную славу. Никому не было отказа, с равной любезностью и вниманием здесь встречали окрестных крестьян, которые шли к графу с просьбами о различной помощи, и виднейших интеллектуалов своего времени. Почти все русские писатели, философы, художники бывали гостями Толстого и его большой семьи. После ухода из жизни эту традицию сохранила жена писателя Софья Андреевна, которая добилась преобразования бывшего имения в государственный музей.

Несмотря на новый статус Ясной Поляны, она по-прежнему оставалась открыта, как и во времена писателя. Так продолжается и до сегодняшнего дня. По Ясной Поляне можно свободно гулять, хоть в яблоневых посадках, хоть в лесу, через который есть возможность выйти к реке Воронке. Ощущение свободы здесь ни на что не похоже. Со стороны Воронки желающие могут зайти в гости к Толстому, а также через лес со стороны деревни Рвы или Косой Горы. Летом в сухую погоду сюда легко дойти пешком, а зимой еще быстрее на лыжах. Для местных жителей любимые маршруты — по лыжне через лес или по льду Воронки в Ясную Поляну из Тулы.

Сам Лев Толстой всю жизнь любил много ходить и был не чужд гимнастическим упражнениям — фитнесу, как сегодня мы называем эти активности. Персонаж «Анны Карениной» Левин, встретивший свою будущую жену Кити на катке, — это и есть сам Толстой, который умел и любил кататься на коньках. Живи граф сегодня, не оставил бы своим вниманием лыжи, а может, и сноуборд. Для любителей пешего туризма Ясная Поляна — настоящая находка. Местность заповедника типично среднерусская — поля и умеренный перепад высот. Карабкаться никуда не придется, но ощутить нагрузку, поднимаясь по покатому рельефу, можно.

По сезону начинают плодоносить яблони. Что за время тогда наступает в Ясной Поляне! Толпы туристов, гостей, местных жителей устремляются к знаменитым на всю округу толстовским яблоням. Их рвут с деревьев, собирают с земли, а яблоки все не заканчиваются. Тут растут самые разные сорта, и каждый по-своему хорош. Кажется, что съесть их можно тоже сколько угодно, до того они вкусны и легки. Хруст яблока в сочетании с запахом дыма костров, принесенного из деревни, — вкус яснополянской осени.

Четыре сезона

Какое же время самое лучшее для посещения Ясной Поляны? Каждое по-своему хорошо. Если «Евгений Онегин» Пушкина часто называют энциклопедией русской дворянской жизни, то Ясная Поляна, безусловно, ее интерактивный музей. В конюшне, которая существует еще со времен деда Толстого, и сегодня стоят лошади, на которых катают посетителей заповедника.

А в оранжерее и по сей день выращивают цветы, овощи и немного фруктов. Так что хозяйственная жизнь усадьбы сейчас примерно та же, что и при Толстом. Летом здесь ухаживают за фруктовыми деревьями и подправляют деревянные строения, которые требуют постоянного присмотра. Кое-где расставляют ульи с роящимися пчелами. Осень — это пора сбора урожая, прежде всего яблок, о которых уже было сказано. Окрестные жители заготавливают из них варенье и прочие консервации. Толстой не только писал, но и любил что-то делать руками, самостоятельно. Этого же требовал и от своей семьи. Дни здесь не проходили в праздности, отсюда и такое внимание к хозяйству, которое стало традицией.

Для самого Толстого и его семьи Ясная Поляна была одним большим домом. Писатель всю жизнь не терпел вычурности, но стремился к ясности и простоте. Этому он следовал не только в творчестве, но и в быту. Флигель, где жили Толстые, по нынешним временам может даже показаться тесным и неказистым. В пригородах Москвы полно домов, где могло поместиться два-три таких флигеля, но именно эта теснота, домашняя обстановка и были дороги Толстому и его семейству. И сегодня гости могут ощутить эту атмосферу пусть немного тесного, но по-настоящему семейного дома, который до сих пор хранит теплую атмосферу, не превратившись в казенный музей из нескольких помещений, где хранится экспозиция.

Народная память

— Ясная Поляна всегда была дорога Льву Толстому, — рассказал литературовед, автор биографических исследований о писателе Павел Басинский. — Он неизменно возвращался сюда из Москвы, где у Толстых был дом, в котором сегодня находится музей. Не только для него, но и для его жены Софьи Андреевны, для детей Ясная Поляна была одним из главных мест в их жизни.

При этом писатель не раз порывался сбежать из Ясной Поляны, будто из рая, и это ему в конце концов удалось. Тем не менее именно здесь он чувствовал себя лучше всего, среди своей большой семьи. В самом ценном, что сохранилось, очень много подлинного. Окрестности, здания, деревья, поля тут примерно такие же, как и во времена Толстого. Он видел их так же, как и мы сегодня. Конечно, изменения были. Во времена Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, из-за чего понесла ущерб, но благодаря самоотверженным работникам и местным жителям была восстановлена очень быстро.

Сегодня есть смысл приехать в Ясную Поляну, чтобы понять, где жил один из величайших гениев нашего времени. И убедиться, что гигантский талант часто проявляется в весьма скромной обстановке и не требует себе многого, кроме возможности писать и свободы.

В семьях многих коренных местных жителей до сих пор сохранились рассказы про Толстого. Как это часто бывает в народной фантазии, образ реального Льва Николаевича был разбавлен мифологическими чертами, где он предстает персонажем эпоса.

— Мой тесть ребенком видел Льва Толстого, — рассказал местный житель Владимир Миронов. — Сам он был родом из деревни Судаково, которая как раз принадлежала Толстому. Крестьяне о Толстом вспоминали тепло. Он часто наезжал в Судаково на коне, поскольку любил проехаться по окрестностям Ясной Поляны. Конь был большой, и сам граф тоже высокого роста. Общался с людьми всегда очень доступно. «Здорово, мужики!» — «Здравствуйте, Лев Николаевич!» Рассказы о его помощи погорельцам, по словам моего тестя, были правдивы.

Толстой сам выяснял подробности случавшихся происшествий и помогал нуждающимся. Но при этом, конечно, держал дистанцию. Все-таки он был граф и человек известный.

По словам многих жителей Ясной Поляны — одноименной деревни, рядом с которой находится усадьба, их предки любили семью Толстых. Многие крестьяне пришли проститься со Львом Николаевичем, который, как известно, завещал себя похоронить на вершине оврага, где он с братьями в детстве искал зеленую палочку, которая должна была прекратить все войны и объединить всех людей в братство.

Образ классика в фольклоре

То, что после революции местные крестьяне не стали жечь усадьбу и вообще чинить какой-то ущерб семье писателя, тоже показатель большой любви и уважения.

Определенным маркером известности является и отражение образа писателя в народном фольклоре. Пожалуй, ни об одном русском писателе нет столько песен и анекдотов, как о Льве Толстом. В них он предстает в образе добродушного чудака: то ходит по деревне босой и отказывается от мяса, то выходит косить траву к курьерским поездам, то появляется в виде какого-то невероятного гуляки, любителя женщин, карт и лошадей.

Граф действительно ходил без обуви по Ясной Поляне, как мы сегодня запросто ходим босиком по своим квартирам. Траву он тоже косил, но до ближайшей железной дороги, где ходили курьерские поезда, идти не было смысла — найти сенокос можно было гораздо ближе. От мяса граф на определенном этапе своей жизни и правда отказался. Что касается его рассказов о каком-то небывалом разгуле в молодости, то писатель и в самом деле был увлечен цыганками, которые пели в хорах, но отнюдь не чрезмерно, не до такой степени, как его родственник граф Федор Толстой по прозвищу Американец, который стал прототипом целой россыпи литературных персонажей.

Во всяком случае, в браке с Софьей Андреевной он был примерным мужем и отцом. Есть легенда, что большой деревянный дом, который находился между двумя каменными флигелями, был проигран Толстым в карты. Это лишь отчасти соответствует правде, поскольку дом был уже в солидном «возрасте», а ремонт мог обойтись дороже продажи. А вот лошадей Толстой и правда любил, до конца жизни старался совершать конные прогулки. Сидеть верхом он, как и его братья, учился с детства, что было неудивительно, поскольку их отец — прототип Николеньки из «Войны и мира» — служил в гусарских полках.

Сапоги граф Толстой шить умел, поскольку специально научился этому народному ремеслу и после с большой охотой ходил в сшитых собственными руками сапогах с высоким голенищем. Неизменным же спутником прогулок Толстого по окрестностям Ясной Поляны была его знаменитая трость, которая имела оригинальное приспособление — рукоять ее раскладывалась, превращаясь в небольшую скамеечку.

Толстой любил свою трость, она запечатлена на прижизненных фото писателя. Сегодня она находится в экспозиции яснополянского музея. Но Ясной Поляной толстовские места не ограничены. Стоит заехать и в Кочаки — деревню неподалеку от Ясной Поляны. Там находится Никольская церковь, где крестили младенца Левушку и где находится родовой склеп.

ДОСЬЕ

Крупнейший русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) родился и большую часть жизни провел в усадьбе Ясная Поляна. Толстой является одним из самых плодотворных писателей своего времени. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает. Наиболее популярными произведениями Льва Толстого считаются «Война и мир» (1863–1869), «Анна Каренина» (1873–1877) и «Воскресение» (1889–1899). Кроме художественных текстов Лев Толстой был автором философско-публицистических материалов, в которых писатель рассуждал о жизни, искусстве и религии. Среди них — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…» и другие. Литературная и общественная деятельность Толстого была широко известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 годах, а также на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах.

КСТАТИ

В своем очерке «Неужели это так надо?» Лев Толстой с присущей ему наблюдательностью описал завод: «Стоит среди полей обнесенный стеной чугунно-литейный завод с непереставая дымящимися огромными трубами, с гремящими цепями, домнами, с подъездной железной дорогой и раскинутыми домиками заведующих и рабочих». Речь шла о косогорском заводе, еще при жизни Толстого он выдал первую плавку чугуна. Предприятие это, пережив все события прошлого века, работает до сих пор.