Найти кольцо из каталога в Турции, заказать сервис по выгулу собак в Германии: Элитный сочинский консьерж рассказал о самых неожиданных желаниях гостей

В многочисленных отелях Сочи, оказывается, работают всего 45 консьержей. И лишь трое из них носят на лацкане своего форменного пиджака "Золотые ключи" - престижный знак российского представительства одноименной международной ассоциации, основанной почти век назад. Корреспондент "РГ" пообщалась с одним из них - Виталием Барановским.

Найти кольцо из каталога в Турции, заказать сервис по выгулу собак в Германии: Элитный сочинский консьерж рассказал о самых неожиданных желаниях гостей
© Российская Газета

В России на консьержа между прочим вообще не учат - их обычно воспитывают на месте, начиная с посыльного (по-английски - lobby boy). В общем, как в известном фильме "Отель "Гранд Будапешт".

- Отчасти это и моя история, - улыбается Барановский. - До консьержа восемь лет был рабочим хозяйственного отдела, мойщиком стекол, доставщиком белья, швейцаром и старшим посыльным. Я родился и вырос в Сочи, имею отельное образование, окончил отделение "Гостиничное хозяйство" политехникума, куда теперь приглашают на экзамены. Всегда мечтал работать в хорошем отеле, мне интересно общаться с гостями. Кроме русского, владею английским и польским языками.

По словам Барановского, в чате сочинских консьержей - 45 человек, но они есть не во всех отелях, даже в пятизвездочных.

- Как правило, консьерж исполняет просьбы гостей, - продолжает собеседник. - Он должен отвечать за то, чтобы гости оставались довольны. Это гид по отелю и городу. Как провести время? Куда пойти? Как проехать? Где купить? По его мнению, это самая интересная отельная профессия: "Не знаешь, чем удивит и обескуражит новый день. Однажды со мной произошла такая история. Позвонили постоянные гости и попросили найти кольцо известной марки, которое увидели в каталоге. Я по цепочке стал звонить коллегам. И нашел одного человека в Турции, который помогал открывать сочинский отель, был старшим посыльным.

Весь процесс занял не более часа. Правда, такого кольца не оказалось, и вроде они так ничего и не купили, но я был рад помочь. Как-то для гостей пришлось искать сервис по выгулу собак в Германии. Я связался с немецким коллегой и выяснил все, что нужно".

Конечно, такие просьбы - редкость, признается Виталий. Чаще всего рутина - заказ столика в ресторане, цветочного букета, аренда автомобиля.

- У консьержа нет карьерного роста. По крайней мере, не припомню случая, чтобы консьерж стал генеральным менеджером отеля - так не бывает, - признается Барановский. Но есть свои преимущества - он, как дерево, растет в ширину, обрастая связями и возможностями. Девиз ассоциации консьержей - "Служба через дружбу".

Региональная общественная организация "Золотые ключи консьержей" появилась в 1995 году. Она является российским представительством Международной ассоциации Les Clefs d'Or, что означает "Золотые ключи", - единственного профессионального сообщества гостиничных консьержей. Образованная в 1929 году ассоциация считается очень престижной. Раньше вступить в ассоциацию было гораздо проще - достаточно было подать заявку, приехать в Москву, рассказать о себе, пройти собеседование.

Сейчас требуется сдать углубленный экзамен и придумать интересный проект. Обязательное требование - проработать не менее пяти лет в отеле и не менее трех - в должности консьержа. Например, коллега Виталия из отеля в горном кластере Сочи примерно пять лет назад организовала встречу консьержей со всей страны. Обычно такие мероприятия проводят в Москве или Санкт-Петербурге.

Обладатель престижных "Золотых ключей" работает в своем отелеуже восемь лет. Фото: Ирина Белова

Династии консьержей встречаются за рубежом, в России пока нет. Ежегодно в разных городах страны проводятся всемирные конгрессы консьержей.

Виталий Барановский ни разу не был на таком мероприятии и мечтает попасть на эту встречу.

- Консьерж - это посол страны и своего города, мостик для гостей, друг, помощник, человек, который решает все проблемы гостей. Он технически подкован, образован, умеет общаться с людьми совершенно разного уровня - от президента до дворника, обладает знаниями по всем направлениям - от гастрономии до искусства, - рассказал корреспонденту "РГ" президент Региональной общественной организации "Золотые ключи консьержей" Андрей Корыстов. - Черноморское побережье - перспективное направление для туристической сферы. В Сочи работают три консьержа, обладающие "Золотыми ключами", в Геленджике - один, а в Анапе - ни одного.

До пандемии в мире насчитывалось более четырех тысяч консьержей, сейчас менее трех тысяч. В России было 67, а стало около 30. Мне каждую неделю звонят отельеры с просьбой найти опытного консьержа. Таких штучных специалистов нужно беречь.