5 минут, полёт ужасен. Почему авиакомпании отменяют региональные рейсы

В 2023 году жизнь российских льготников и в целом авиапассажиров осложнится. Из-за пресловутой оптимизации государственных расходов власти решили сократить субсидии авиакомпаниям. Из-за этого последним пришлось отменять некоторые рейсы по Сибири, Дальнему Востоку и на Кавказе. Почему власти пошли на этот шаг, как это аукнется россиянам, придётся ли платить больше за авиаперелёты и что будет с отраслью — «Секрет фирмы» вместе с экспертами. Что такое субсидируемые региональные рейсы Российским авиакомпаниям невыгодно летать по направлениям внутри страны — такие маршруты просто не приносят дохода. Чтобы сохранить цены на внутренние рейсы, государство субсидирует льготные маршруты. То есть часть суммы билета оплачивает покупатель, а другую часть авиакомпания берёт из субсидий. При этом один человек может приобрести максимум 4 субсидируемых билета в год. Льготные билеты доступны: - молодёжи до 23 лет; - женщинам старше 55 лет; - мужчинам старше 60 лет; - детям с инвалидностью вместе с сопровождающими; - взрослым инвалидам первой группы и сопровождающим; - инвалидам с детства второй и третьей групп; - многодетным семьям; - жителям ДФО; - детям из центра «Океан» во Владивостоке. Что произошло На 2023 год власти утверждали более 300 субсидируемых рейсов. На них приходилось около 4 млн льготных билетов. Сейчас это число решили пересмотреть и исключить из него наименее значимые рейсы. То есть вместо 303 направлений условно будет 260. Полный список несубсидируемых рейсов на данный момент неизвестен. Причина этому — оптимизация. Причина оптимизации — дефицит бюджета. Минтрансу поручили уменьшить все расходы на 5%, что и сократило финансирование льготных рейсов на 17%. Хотя в 2020 году Минтранс предлагал увеличить субсидии на региональные авиаперевозки в 2021–2023 годах за счёт федерального бюджета. Дальше предложения дело не пошло. Денег не хватает и на другие статьи бюджета. Например, на поддержание малых региональных аэропортов нужно 9 млрд рублей. На модернизацию — 100 млрд рублей. А их износ уже в 2019 году достигал 80%. Итог закономерен — так как государство не выдаёт достаточно субсидий, авиакомпании повысят цены на авиабилеты. По оценкам аналитиков, стоимость билетов уже выросла на 20% с начала года. А к лету билеты могут подорожать ещё на 15–30%. Об этом заявлял Игорь Чалик, заместитель министра транспорта РФ. Правда, через два дня он изменил свой прогноз на 5,3% за год. Как бы то ни было, из-за сокращения программы господдержки уже отменено 10 612 рейсов, 4 947 из которых — в труднодоступные регионы. Реакция авиакомпаний Росавиация убрала из бюджета маршруты, по которым не заключены договоры между авиакомпаниями и региональными властями. При этом в некоторых регионах подобные сделки закрывают только в конце весны или начале лета. Nordwind Airlines отменила направления «Кемерово — Чита» и «Нижний Новгород — Петрозаводск». Авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот») отказалась от двух еженедельных полётов «Санкт-Петербург — Тобольск». За 2022 год этим направлением воспользовалось более 17 500 пассажиров. Об отмене рейса из Красноярска в Сочи недавно заявил Utair. Пресс-служба «ИрАэро» рассказала «Секрету», что все субсидируемые рейсы компании полностью убыточны — без господдержки она откажется от некоторых маршрутов по Северу и Дальнему Востоку. При этом само сокращение перевозок некритично, так как они составляют не более 15% от всех полётов «ИрАэро». В «ЮВТ АЭРО» поделились с «Секретом» об убыточных направлениях на дальние расстояния — без господдержки будет сложно сохранить текущий пассажиропоток и доступность рейсов. Компания надеется на софинансирование со стороны регионов и других авиаперевозчиков. Некоторые авиакомпании не отменили запланированные рейсы — по такому пути пошла Smartavia. В «КрасАвиа» отказались подробно комментировать ситуацию, указав только на то, что они будут оптимизировать свои маршруты. «Авиакомпания Smartavia в рамках летнего расписания более 70% своих регулярных рейсов выполняет, минуя МАУ (Москву). Мы видим в таком подходе эффективность полётной программы с точки зрения стратегии развития авиакомпании. Авиакомпания не отменяет заявленные в летнем расписании рейсы, но при этом приветствует поддержку государства на развитие региональных рейсов. Такой вектор, безусловно, способствует обеспечению доступности прямых перелётов, минуя хабы, что, в свою очередь, помогает развитию авиаперевозок в целом в стране», — пояснили «Секрету» в Smartavia. Плоские тарифы могут спасти? Плоские тарифы — продажа билетов по фиксированной стоимости, независимо от даты вылета и прочих факторов. Эта программа стимулирования авиаперевозок была запущена группой «Аэрофлот» для развития направлений из Москвы во Владивосток, Камчатку, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Калининград. То есть эти маршруты не попадают под программы субсидирования, но авиакомпании всё ещё предлагают на них льготные цены. Проблема в том, что по заявлению Игоря Чалика, замглавы Минтранса России, «Аэрофлот» теряет на плоских тарифах по 9 млрд рублей в год. То есть компания в этом направлении во многом полагается на субсидии, которых она уже недосчитается. Из-за этого билеты по плоским тарифам также подорожают. Чем это всё обернётся в будущем Главный негативный момент, связанный с сокращением бюджета, — отмена части направлений. Некоторым льготникам теперь придётся добираться до места назначения другим транспортом. Труднодоступных регионов, в которые можно отправиться только самолётом, оптимизация, скорее всего, не коснётся. Но это не точно. Сейчас отрасль столкнулась с первой ответной реакцией от авиакомпаний. Например, Олег Пантелеев отмечает, что глобально сокращение субсидий не скажется на качестве услуг и стоимости билетов: «Пересмотр программы назрел, и нет ничего драматичного, если сократятся рейсы, дублируемые наземным транспортом». А ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что сократились только те направления, отмена которых не вызовет возмущения: «Если бы резали финансирование для рейсов на Дальний Восток, было бы возмущение. Но сокращение поддержки внутренних рейсов тоже болезненно, ведь эти маршруты несколько лет раскатывались, чтобы выйти на окупаемость». Пассажиры, по мнению опрошенных экспертов, не особо почувствуют сокращение субсидий, так как они не пользуются льготными билетами. Гораздо более серьёзная проблема — возможное отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 млрд рублей. В конце апреля Минтранс попросил правительство продлить субсидирования авиакомпаний на лето 2023 года. Авиаперевозчикам уже выделено 25,3 млрд рублей, что позволило перевезти 27,4 млн пассажиров внутри страны. Без дополнительных 100 млрд рублей придётся сокращать пассажиропоток и увеличивать стоимость билетов. О возможном коллапсе говорит и ещё один эксперт — Андрей Патраков, основатель AIM Group и сооснователь RunAvia: «100 млрд антисанкционных субсидий фактически обеспечили прибыль и успех авиакомпаний в прошлом году. При этом, несмотря на такую беспрецедентную поддержку, 10 авиаперевозчиков прекратили своё существование». Эксперт добавил, что многие авиакомпании зарабатывали на международных перелётах, а внутренние рейсы почти никогда не выходили на самоокупаемость. Причём касается это не только субсидируемых направлений, но и некоторых популярных междугородных маршрутов. Отказ от антисанкционных субсидий может привести к банкротству большинства авиаперевозчиков, в том числе «Аэрофлота». Но есть и относительные плюсы. Сокращение субсидий стало чувствительным ударом для авиакомпаний. Не рады отмене рейсов и пассажиры. В рамках целой страны это пока не критично — об этом говорят и эксперты, и представители отрасли. Но для льготников и субсидируемых регионов оптимизация маршрутов станет серьёзной проблемой — по некоторым направлениям уже сложнее купить билеты, а в будущем возможна полная отмена части рейсов. Коллаж: «Секрет Фирмы», [unsplash.com/Lenstravelier]

5 минут, полёт ужасен. Почему авиакомпании отменяют региональные рейсы
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости