Войти в почту

«Это наша история!»: жители Сковородинского районе не смогли отстоять паровоз со станции

Жителей Сковородина шокировало распоряжение ОАО «РЖД» о том, что паровоз П36-0091, который 25 лет стоял на перроне амурской станции, забирают в Москву для развлечения туристов.

«Это наша история!»: жители Сковородинского районе не смогли отстоять паровоз со станции
© 2x2.su

Поезд отправляется

Представители ж.-д. ведомства поручили проверить техническое состояние локомотива и в случае положительного результата организовать отправку его своим ходом в столицу для использования в туристических целях.

СМИ пишут, что выпуск пассажирских паровозов П36 начался на Коломенском заводе в 1950 г., но почти сразу завершился - хозяевами железных дорог становились тепловозы и электровозы. Теперь же «пэшки» выдержаны, как хорошее вино: их в стране осталось всего ничего, а из тех, что до сих пор на ходу, - единицы. В том числе сковородинский локомотив, который, честно отпыхтев своё на благо города, области и страны, упокоился на постаменте в 1989 г. в честь 75-летия местного депо.

«Жэдэшники» ухаживали за ним, как за любимым ребёнком, содержали в порядке и считали лицом города. Теперь это «лицо» войдёт в число спецрейсов по РФ: «Поезд Деда Мороза» (в том числе с заездом в родную Амурскую область) и поезд Победы по маршруту Москва - Брест, сообщили в управлении ЗабЖД.

Сковородинцам, во-первых, пообещали на постамент дать другого «ветерана»; во-вторых, посоветовали гордиться своей «пэшкой», которая получит вторую жизнь на благо развития патриотизма. Со второй частью, скрепя сердце, можно согласиться, но с первой? «Это была НАША история и память. Взять и просто заменить её каким-то другим куском металлолома? Зачем он нам - чужой? Что мы о нём детям будем рассказывать?»

Сам по себе конфликт амурчан и «РЖД» действительно интересен (и наверняка запомнится в рамках 165-летия области, которое отмечается в этом году). С одной стороны, право исторической памяти, с другой - прописанное право собственности. И самое печальное, что почти нет сомнений, чьё право сильнее. Ситуацию прокомментировал начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант:

Этот паровоз, к сожалению, не является памятником истории и культуры. А будь он объектом культурного наследия, он, конечно, был бы к перемещению запрещён. Но, во-первых, с момента установки локомотива на постамент прошло менее 40 лет. А в соответствии с федеральным законом объект берётся на госучёт именно через 40 лет. Во-вторых, и, наверное, в главных, - паровоз находится на территории станции, то есть во владениях и на балансе ОАО «РЖД». Вот если бы локомотив был установлен решением Сковородинского районного или городского совета народных депутатов, то вопрос об объекте можно было бы переносить в правовую плоскость. Потому что правопреемниками законодательных органов советского периода являются ныне действующие районный и городской совет

К слову, отдельно существует законодательство об увековечивании памяти погибших при защите Отечества (к таким объектам сковородинский локомотив тоже не относится). Там свой учёт - через Минобороны РФ с помощью военкоматов.

«БАМ всё-таки!»

Между тем ещё о ж.-д. туризме: «РЖД» изучает возможность запуска туристических поездов по БАМу, 50-летие которого будет отмечаться в 2024 г. и частью истории которого, безусловно, является Амурская область. Основные празднества регион проведёт, естественно, в Тынде - бамовской столице.

Как раз «Поезд Деда Мороза», частью которого суждено стать сковородинскому локомотиву, был пробным шаром отечественного ж.-д. туризма, проехав в 2022 г. по магистрали от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре.

В этом году в маршрутную сеть добавятся семь новых направлений, сообщил гендиректор АО «Федеральная пассажирская компания» Владимир Пястолов. Захватят ли эти направления Приамурье - посмотрим.

Безусловно, для амурчан история БАМа - вопрос трепетный, принципиально важный. Настолько, что многие жители весьма расстроились, например, что на вышитой вручную в 2022 г. карте региона среди прочих достопримечательностей не оказалось поезда. «Почему? БАМ всё-таки! Тем более что Тынду готовят к 50-летию магистрали. И вообще, при нашей богатой истории нас почему-то изображают всегда с ракетой. Вот на последнем ВЭФ все нас только с космосом и ассоциировали - обидно!»

Напомним, к слову, что карта области - часть единой вышитой карты страны - первого в истории РФ проекта с участием мастериц из всех регионов. И в июне 2023 г. это полотно обещают привезти амурчанам на показ, в честь 165-летия области.

Прошлое на слом?

Ещё один повод для грусти тындинцам в преддверии юбилея БАМа и в год юбилея самого региона дала трагическая случайность: во время ремонта в городском Дворце культуры «Русь» была безвозвратно утрачена уникальная скульптурная композиция, годами украшавшая холл здания. Три фигуры, изображавшие реки Тынду и Амур, а также озеро Байкал были разрушены при попытке их демонтировать. Много спорили, можно ли было сохранить произведение для потомков. Хотя все споры теперь - пустой звук.

Несколько похожего плана история произошла в Зее. Памятный объект в данном случае, конечно, не уничтожен, но сам факт ремонта признан посягательством на «НАШУ историю!» В знаменитом здесь барельефе (появился в 1970-е гг. ХХ в.) на торговом комплексе «МРиЯ» в микрорайоне Светлом появилась большая дыра. Жители в связи с этим подняли довольно большой шум, предполагая, что пролом в итоге станет дверью в очередной магазин: «Кроме «пивнушек» и торговых точек в городе больше ничего не открывают».

СМИ приводят пояснения местных властей, что здание с барельефом историческим объектом не является и принадлежит не городу, а частнику. Кстати, поднятый жителями шум очень удивил предпринимателя. Оказывается, в течение нескольких лет барельеф был закрыт разными баннерами, и никто, мол, не возмущался!

Вот такая загадка: если мы чего-то не видим, это не значит, что мы этого не помним? Память можешь завесить, но рушить не сметь? Конечно, прятать подобное под какими-то баннерами - неправильно! Это надо держать в порядке (в том числе силами самих жителей), фотографироваться на фоне и рассказывать детям, чтобы помнили.