Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе в программе «Умные парни» от 21 апреля 2023

: 15 часов 6 минут в Москве. Прямой эфир радиостанции «Говорит Москва», программа «Умные парни». Меня зовут Евгения Фомина, и сегодня наш гость — исполнительный директор . Майя, здравствуйте. М.ЛОМИДЗЕ: Здравствуйте. Е.ФОМИНА: Ну, что, наши координаты для начала для наших слушателей: SMS-портал +7-925-8888-94-8, govoritmskbot — это мы в Telegram, +7-925-8888-94-8 — телефон прямого эфира. Ещё у нас идёт трансляция в нашем Telegram-канале, в нашей группе «ВКонтакте», на нашем YouTube-канале. Вы можете присоединяться к нам везде. Ну, давайте обсудим. Начало туристического сезона, оно же прямо сейчас, прямо в эти дни? М.ЛОМИДЗЕ: Прямо вот через неделю уже всё, майские праздники можно считать началом сезона, да. Е.ФОМИНА: Какие у нас ожидания по внутрироссийскому туризму? Давайте пока говорить о том, что у нас происходит внутри нашей страны. Поедем ли мы куда-то этим летом отдыхать и куда? М.ЛОМИДЗЕ: Знаете, ожидания в целом неплохие, хотя они не вполне основаны на акциях раннего бронирования или какой-то безумной активности туристов. Но очевидно, сравнивая с прошлым годом, который был крайне грустный в этот период времени, сравнивая с ковидным периодом, про который мы тоже пока никак не можем забыть, — в общем, этот год обещает быть неплохим для подавляющего большинства наших регионов. Е.ФОМИНА: Мгновенно вопрос от нашего слушателя, сразу же, первое, что интересует: в Крым есть вариант поехать? М.ЛОМИДЗЕ: Да, конечно. Вариант поехать в Крым есть. Более того, планирует увеличить поезда. Правда, только из Москвы и с 17 до 22, то есть вариативность увеличивается, ёмкость тоже планируют увеличить с июня — не в мае, не на майские праздники, а в июне. Крайне маловероятно, что откроется Симферополь — аэропорт Симферополя, — но, мне кажется, этого никто не ждёт. Ну, и автомобильное сообщение тоже ожидается и, как было сказано на одном из последних совещаний, планируют увеличить количество точек досмотра на Крымском мосту, потому что там досмотр автомобилей проезжающих. И это было одно из опасений туристов, что… Е.ФОМИНА: Точек будет мало. М.ЛОМИДЗЕ: Пропускных, да, точек будет мало, поток будет очень большой и, соответственно, стоять 4-5 часов в очереди, в общем, никому не хочется. Объявлено, что планируется увеличить количество этих пропускных точек, и объём поездов тоже увеличится. Поэтому есть ли вероятность доехать до Крыма — да, такая вероятность есть. Более того, Крым — единственный регион из всех российских, который по сравнению с прошлым годом цены не повышает, а понижает. Немного. Е.ФОМИНА: Связано с тем, что не пользуется популярностью, и пытаются таким образом призвать туристов? М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Я не могу сказать, что не пользуется популярностью, потому что даже при нынешнем снижении, при прогнозируемом снижении на высокий сезон, всё равно Крым войдёт в пятёрку самых продаваемых направлений летних. Но динамика, конечно, не такая, как была, условно, в 21-м году, когда Крым побил рекорд. Сейчас это будет точно ниже, ориентировочно, процентов на 30, и отельеры заинтересованы в том, чтобы туристы к ним поехали. Е.ФОМИНА: Ниже процентов на 30 по сравнению с 21-м годом? М.ЛОМИДЗЕ: С прошлым годом. Е.ФОМИНА: С прошлым. Прошлый у нас был 22-й, он был не очень. М.ЛОМИДЗЕ: Там не было же сразу снижения цены. Были определённые цены, они были сопоставимы с 21-м годом, но снижения цены не было. В этом году снижение будет. Незначительное, несильное, не у всех объектов, но оно точно есть. Е.ФОМИНА: Смотрите, наш слушатель Юра Каменков пишет: «У нас после Москвы основное туристическое направление — это Московская область». Подтверждаете ли такое заявление? М.ЛОМИДЗЕ: Абсолютно. Е.ФОМИНА: Кто едет в Московскую область? Люди из Москвы? М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Е.ФОМИНА: Что мы там делаем? М.ЛОМИДЗЕ: Знаете, по последним исследованиям, которые проводил «ПроГород» совместно с ВЭБ.РФ по заказу ещё , Москва и Санкт-Петербург — это два основных донора туристов для очень многих регионов. И, безусловно, для близлежащих регионов Московская область и Ленинградская область (в данном случае мы говорим про Московскую область), конечно, 90% — это жители Москвы. Ну, что мы там делаем, мы там отдыхаем. На разных объектах. Е.ФОМИНА: Мы едем в загородные отели. М.ЛОМИДЗЕ: В загородные отели, на загородные даже турбазы, но это стало менее востребовано. Очень востребованы качественные отели со всякими дополнительными услугами, с территорией, на которой можно с ребёнком отдохнуть. Это недёшево. Е.ФОМИНА: Только я хотела сказать, что был у меня такой опыт в прошлом году с ребёнком. Мои родители как раз отдыхали. Знаете, можно было в Турцию слетать раньше за эти деньги. М.ЛОМИДЗЕ: Ну, сейчас, наверное, Турция очень подорожала, конечно. Е.ФОМИНА: Ну, да. Но всё равно, это недешёвое удовольствие. М.ЛОМИДЗЕ: Это недешёвое удовольствие, но в Москве выбирают Московскую область, в общем, тоже не самые бедные люди. Преимущество региона Московской области в том, что гигантский диапазон, просто огромный диапазон вариантов отдыха. И, грубо говоря, очень экономичные и бюджетные варианты здесь тоже найти можно. Е.ФОМИНА: Операторы (буквально вчерашняя новость) отмечают интерес к экскурсиям и к автопутешествиям. Как будто бы мы хотим поехать на машине, чтобы никуда не лететь, не ехать на поезде, не все любят поезда. Есть ли у вас такая информация — как сейчас люди чаще всего отдыхают, что они выбирают больше всего? М.ЛОМИДЗЕ: Если брать в целом весь туристический поток по стране, то, конечно, автомобильный доминирует. Это объяснимая, очевидная вещь просто потому, что во всех регионах без исключения люди садятся на машину и едут в близлежащие точки в своём же регионе и отдыхают там три дня, четыре дня, неделю, две — примерно так, как мы это делаем в Московской области. А в Сибири это вообще самый распространённый вариант транспортировки туристов, по Сибирскому федеральному округу. Там совершенно другое восприятие расстояний. Если даже в Москве час-полтора куда-то ехать — это не проблема, это нормально… Е.ФОМИНА: Да. На работу. М.ЛОМИДЗЕ: А в Сибири 600 км утром и 600 км вечером — тоже не проблема. Это какая-то удивительная история, там другие расстояния и совершенно другое восприятие. Поэтому автомобильный транспорт — доминирующий, если мы берём в целом весь туристический рынок. Если взять только туроператорский сегмент, только туроператоров как клиентов, то здесь другая немножко пропорция. Я бы сказала, 50% — это всё-таки авиабилеты, следующие 50% пополам: 25% — автомобилисты, 25% — железная дорога. С туроператорским продуктом такая история, что туристы (особенно после пандемии, там ярко стало проявляться) приходят к туроператору для того, чтобы забронировать объекты где-то, гостиницы, взять какие-то экскурсии дополнительные, и сделать это дешевле, чем если бы пришлось делать самому. А после ухода Booking.com ещё и технологически удобнее делать это через туроператора. Но транспортную составляющую турист выбирает сам, он сам добирается так, как считает нужным. Он может купить авиабилет у этого же туроператора или у него же приобрести билет на поезд, но может это сделать самостоятельно на любой удобной, привычной ему площадке. В большинстве случаев так и происходит. А может добираться на авто. Начиная с лета 22-го года туроператоры отмечают, что доля тех, которые говорят, что они поедут на своём автомобиле, условно, из Екатеринбурга в Сочи или в Анапу… Е.ФОМИНА: Сильно. М.ЛОМИДЗЕ: Да, доля таких туристов увеличилась. Е.ФОМИНА: С чем это связано, как вам кажется? Это ведь не будет дешевле. М.ЛОМИДЗЕ: Два обстоятельства. Нет, дело не в цене. Дело, в общем-то, в комфорте. Когда ты едешь на автомобиле, особенно, когда большое расстояние, ты можешь останавливаться там, где ты считаешь нужным по дороге, и у тебя, таким образом, получается путешествие, и комфортное путешествие. Плюс-минус. Е.ФОМИНА: Но оно длинное. М.ЛОМИДЗЕ: Оно длинное, но оно сопоставимо по продолжительности с передвижением на поезде. Это может быть те же 36 часов, но в удобном режиме, с комфортными тебе санитарными остановками, что немаловажно, с комфортными объектами, где ты можешь поесть и покормить ребёнка, и вообще с комфортным ритмом. Это первое. И второе: после 22-го года, поскольку непонятно было отношение к техническому состоянию авиапарка у нас (повторюсь, это было в 22-м году, была такая яркая тенденция), то люди некоторые опасались летать, потому что «а мы не знаем, что будет с самолётом, вдруг он в последний момент не сможет полететь, потому что у него что-то там…» Е.ФОМИНА: Отвалилось. М.ЛОМИДЗЕ: Не заработало, да. Поэтому выбирали автомобили. В 23-м году зимой — подчеркну, я пока не понимаю, что будет летом, — но зимой мы увидели такую интересную, диаметрально противоположную тенденцию, когда люди, которые в прошлом году ездили на машине, говорят: «Сейчас с запчастями-то тяжело, я, пожалуй, полечу на чём-нибудь или поеду на поезде». Е.ФОМИНА: «Пробег сэкономлю». М.ЛОМИДЗЕ: «Пробег сэкономлю, и чтоб машина у меня не вылетела». Эта тенденция пока… не могу сказать, что это каждый второй турист. И это было зимой. Другие дороги, другая езда совсем. Посмотрим, что будет летом. Е.ФОМИНА: Интересно, любопытно. Вы сказали, что с уходом Booking.com у нас возникли определённые сложности с бронированием гостиниц. Я сама с этим сталкивалась прошлой осенью, не могла найти хорошую гостиницу в Костроме. Казалось бы, Кострома довольно туристическое место, туда люди едут. Это недалеко от Москвы, очень удобно туда приехать на машине. Но вот отель, в котором мне бы хотелось остановиться, просто не был представлен на вот этих площадках — таких как Ostrovok.ru, там что-то ещё… М.ЛОМИДЗЕ: Bnovo, да, да. Е.ФОМИНА: 101Hotels.com, как-то так они все называются. Вот прямо вообще его нет, и он мне просто случайно попался, чуть ли не когда мы уже туда приехали. Я поняла, что вот он, он же классный, почему его там нет? Почему нет таких точек на подобных сервисах? М.ЛОМИДЗЕ: Это не очень простой вопрос. Смотрите, по сути, нишу Booking.com сейчас пока ещё никто не занял. Его отсутствие, безусловно, способствовало прорывному развитию разных площадок, в том числе тех, которые раньше с ним конкурировали, но как-то хиленько конкурировали. Сейчас возможности открылись, но у них есть свои определённые технические требования, есть свои условия сотрудничества, которые не до конца понимает или не принимает какая-то часть отелей, в данном случае ваш костромской, который хотели вы выбрать. Есть некоторая инертность, я бы сказала, со стороны отелей тоже. Она наблюдалась и в предыдущие годы. Козырь Booking.com очень сложно было перебить, но, даже когда был Booking.com, были отели, которые говорили: «Мы собственными продажами себе загрузку обеспечим». Е.ФОМИНА: Да, и они говорят прямо тебе по телефону даже: «Ваши три ночи будут стоить 20 тыс. рублей». Я говорю: «Минуточку, у вас вот на сайте написано, что есть акция». Они говорят: «А, ну да, конечно, да, у нас есть акция». А что ж вы мне по телефону-то не сказали, почему вы такие неприятные? М.ЛОМИДЗЕ: Да, а вдруг вы не видели эту акцию? Не прошло. Е.ФОМИНА: Нет, со мной это не пройдёт. Но, тем не менее, они так и работают. И это кажется как-то очень «не френдли», простите за такое слово. М.ЛОМИДЗЕ: Это такой вообще философский вопрос. Насчёт «френдли» — «не френдли» недавно обсуждали с коллегами, что у наших объектов размещения есть такая «милая» манера, причём она есть уже на протяжении десятилетий, можно сказать, характерное поведение: когда приезжают туристы, направленные партнёром (туроператором, турагентом), отели считают своим долгом — не все, но многие — сказать: «Зачем вы через них бронировали? Вы приезжайте в следующий раз ко мне, я вам скидку дам». Е.ФОМИНА: Как-то не хочется с ними работать после этого. М.ЛОМИДЗЕ: Вот мне тоже кажется, что это не очень честно. Но, как сказали другие коллеги из другого лагеря, это бизнес. Да, мы переманиваем клиентов, и что? Е.ФОМИНА: Действительно. М.ЛОМИДЗЕ: Да, мы хотим заработать. Если клиент не увидел, что у нас акция, то это его проблема. Мы не обязаны его информировать. Цинично. Е.ФОМИНА: Цинично. М.ЛОМИДЗЕ: Неприятно. Е.ФОМИНА: Но сейчас мы можем надеяться на то, что всё-таки появится какая-то альтернатива этому Booking.com, чтобы она нормально работала? М.ЛОМИДЗЕ: В этом году точно нет. Е.ФОМИНА: Как вам кажется, сколько времени на это нам потребуется? М.ЛОМИДЗЕ: Очень сложно сказать. Возможно, несколько лет. Е.ФОМИНА: Я к тому, что технические возможности у нас есть, с этим нет никаких сложностей. Я так понимаю, что сайты, в общем, работают достаточно корректно, никаких проблем нет с бронированием и, по сути, даже интерфейс очень похож на интерфейс Booking.com. Там не такая сложная система, чтобы её придумать. А вот почему-то отели туда не идут. Их надо как-то туда заманивать. М.ЛОМИДЗЕ: Нужны железобетонные аргументы, что самостоятельно загрузку ты себе не обеспечишь, нужны партнёрские порталы, вообще партнёры нужны. С этим сложно, с пониманием этого процесса сложновато. Е.ФОМИНА: По моему пока что личному, субъективному мнению и ощущению, те, кто приходят на эти порталы и кто пользуется их услугами, чаще всего это частники, то есть люди, которые сдают… даже это не отель, скорее, будет, а всё-таки квартира, которую ты сдаёшь посуточно для приезжих. М.ЛОМИДЗЕ: Это тоже есть, но отелей там тоже много. Но несопоставимо по количеству, что было у Booking.com. Е.ФОМИНА: Давайте сейчас поговорим о бюджетном туризме. Осталось ли такое понятие как бюджетный туризм у нас сейчас в принципе в России? Потому что вот нам коллега пишет, Роман: «Интересно, кто понижает цены в Крыму? Смотрел хороший отель в Алуште на неделю в июле». Алушта — не то чтобы самое дорогое место в Крыму. «Семья — четыре человека, дети 15 и трёх лет. Без дороги 350 тыс.» Неделя в Алуште. Это что, нормально?! М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Е.ФОМИНА: Ну, звучит как-то страшно. М.ЛОМИДЗЕ: Очень хочется название отеля. Е.ФОМИНА: Пришлите, Роман, пожалуйста, название отеля. Может быть, мы назовём его в эфире, может, не назовём, но просто любопытно, что же это за такой прекрасный отдых. М.ЛОМИДЗЕ: Вопрос про бюджетный отдых хороший. Бюджетный-то остался, бюджеты другие. Е.ФОМИНА: Понятно. М.ЛОМИДЗЕ: То, что у нас раньше считалось бюджетным отдыхом, таких цен практически нет. Е.ФОМИНА: Что такой бюджетный отдых сейчас, если мы будем говорить об отдыхе на море, например, внутри России? М.ЛОМИДЗЕ: Какой сезон? Это важно. Е.ФОМИНА: Летом. М.ЛОМИДЗЕ: Понимаете, если раньше, в предыдущие годы, наверное, даже до пандемии, потому что пандемийные тоже не вполне характерны… если раньше у нас были горящие предложения, у нас было неравномерное распределение по сезону, у нас была какая-то более острая конкуренция в сегменте предложения, потому что ещё и внутренний так или иначе конкурировал с выездом, хотя внутри всегда было больше народу, — гибкость ценообразования, как и, в принципе, себестоимость, была немножко другой. Сейчас мы видим просто исключительно контрастные картины. Есть дорогие объекты, это премиальный класс, четыре-пять звёзд, не всегда allinclusive, далеко не всегда. Е.ФОМИНА: Allinclusiveвообще есть в России? М.ЛОМИДЗЕ: Есть в России отели, их не очень много, несколько десятков, порядка 30-50, все в Краснодарском крае и, по-моему, парочка в Крыму. Всё, больше нигде нет. Е.ФОМИНА: Но это такой allinclusive, к которому мы привыкли, он будет на уровне? М.ЛОМИДЗЕ: Он полный, настоящий, по аналогии с Турцией. Не трёхразовое питание, как раз это хотела подчеркнуть. С территорией, с детскими площадками, с анимацией, и так далее. Полноценный allinclusive, плюс-минус. То есть территории не такие, как в Турции, аквапарк масюсенький может быть на территории отеля, но, тем не менее, присутствует. Так вот, есть премиальный класс. Он подорожал. Он подорожал в динамике больше, чем всё остальное, по сравнению с прошлым годом. Он продаётся активно вперёд, в отличие от всего остального. То есть уже в феврале люди бронировали июль-август дорогие отели. Е.ФОМИНА: Есть ещё долгосрочное планирование в России. М.ЛОМИДЗЕ: У некоторых — да. У некоторой категории туристов оно присутствует, это факт. Это стоимость 100 тыс. в сутки, я не знаю, 500 тыс. на двоих в неделю, и так далее. Е.ФОМИНА: Ну, мы все сразу подумали про отель в Крыму. Тот самый. М.ЛОМИДЗЕ: Тот самый. Там было в 19-м году семь миллионов рублей за две недели. Е.ФОМИНА: Да, вот шесть миллионов, я помню, мы с коллегой прямо в прямом эфире смотрели. М.ЛОМИДЗЕ: Да, ну, шесть, видимо, со скидкой. Е.ФОМИНА: Ну, что-то да. М.ЛОМИДЗЕ: Есть вот такая. Но это беспрецедентная цена, условно, у других объектов такой категории таких цен не было. Я не видела нигде. Есть вот такой сегмент. А дальше идёт такой середнячок, который в 19-м году по таким ценам был премиальным. То есть сейчас он считается средней ценовой категории. А потом дальше с очень большим отрывом — тот самый бюджетный. Это примерно 50-70 тыс. рублей в неделю на человека, без перелёта, как правило, на базе завтрака. И это не «помоечный» отель. Условно, это может быть два плюс, три. И это более-менее приемлемо, но это не четвёрка, не пятёрка, это не трёхразовое питание, это не первая линия, — ну, понятно. Е.ФОМИНА: И это недёшево всё равно. М.ЛОМИДЗЕ: Это всё равно недёшево. Е.ФОМИНА: Если мы говорим о том, что ценник на человека, а нас, например, трое, то это уже за 200 тыс., и только завтрак. И это ещё и без перелёта. М.ЛОМИДЗЕ: Ещё и без перелёта. Е.ФОМИНА: Остаёмся, друзья мои, работать. Работать очень хорошо, полезно, приятно. Деньги платят, опять же. Тратить не надо. Ну, как-то… М.ЛОМИДЗЕ: Нет, можно найти. К чему я это всё говорила? Сейчас нет спецпредложений. Сейчас нет конкуренции направлений, потому что каждый регион точно знает, что люди приедут, так или иначе. Пускай не на две недели, на неделю. Не в июле, так в июне. Но люди приедут. Поэтому можно держать цену и взять тех, кто точно готов эти деньги потратить. Цену можно не снижать, на этот продукт найдётся какой-то покупатель. А если он не найдётся, в связи с отсутствием глубины бронирования, ты можешь её в последний момент снизить. Е.ФОМИНА: Понятно. А получается, что этот клиент пришёл за счёт того, что ему сложно теперь поехать отдыхать в ту же самую Турцию или Египет. М.ЛОМИДЗЕ: Потому что она ещё дороже. Е.ФОМИНА: Она ещё дороже. Нам тут пишут такие цены… знаете, я давно, честно скажу, не отдыхала в таких отелях, как в Турции в этом привычном формате. Мне кажется, это было со мной в последний раз в пандемию, и то от безысходности, потому что особо было некуда лететь. Тем не менее, я сейчас смотрю на этот ценник, и у меня глаз дёргается. Сочи, без перелёта, две недели, двое взрослых, трое детей, — 750 тыс. рублей. М.ЛОМИДЗЕ: Опять-таки, название отеля очень важно. Я хочу понять. Там, скорее всего, трёхразовое питание. Е.ФОМИНА: Вот, кстати, Роман… мы можем назвать отель в эфире? М.ЛОМИДЗЕ: Да, конечно. Е.ФОМИНА: Вот Роман, который говорил про цену в 350 тыс. рублей, — Porto Mare, четыре звезды. М.ЛОМИДЗЕ: А, ну вот. С этого надо было начинать. Е.ФОМИНА: А, хороший отель. М.ЛОМИДЗЕ: Да, я же говорю, есть премиальный сегмент. Четвёрки, пятёрки цены не снижали. Они цены не снижали, они подорожали по сравнению с прошлым годом больше, чем трёшки, двушки и другие варианты, понимаете? Е.ФОМИНА: Да, потому что всё равно приедут, мы уже поняли. Турция, для сравнения (продолжая эту историю про 750 тыс. рублей), 600 тыс. рублей с перелётом. И как-то мне кажется, что это тоже очень много. М.ЛОМИДЗЕ: Да, дороже, чем в прошлом году. Е.ФОМИНА: То есть это прямо очень дорого. «Теперь я понимаю, что в том году в Турции отдыхал в Сиде вчетвером (двое взрослых, двое детей), пять звёзд, ультра всё включено, 230 тыс. на четверых, и это было дёшево!», — пишет Нильс Майкл. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ФОМИНА: Сейчас сколько стоила бы подобная Турция? М.ЛОМИДЗЕ: Опять же, зависит от даты. Если мы говорим про июнь, она будет, наверное, точно порядка 300. То есть на 100 тыс. подорожала. Если мы говорим на июль — ну, 350-380. Е.ФОМИНА: Дорого. М.ЛОМИДЗЕ: Это дорого. Но есть, опять же, важный момент, лайфхак для наших туристов. Страшное словосочетание «динамическое ценообразование» приобрело невероятное значение в 23-м году. Очень важна конъюнктура в данный текущий момент. Если ты посмотрел сегодня цену, условно, те же 280 тыс. или 350 тыс., — абсолютно не факт, что через пять дней будет цена такая же. Она, в зависимости от спроса, может повыситься, а может и понизиться тысяч на 80, а то и на 100. Е.ФОМИНА: Но ты не угадаешь. М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Поэтому когда говорят «каких ждать цен в июле?» — я не знаю, каких ждать цен. Я могу сказать, почём бронируется это сейчас, но совершенно не факт, что через неделю сохранится та же цена. Е.ФОМИНА: Вот сейчас опять что-то страшное присылает. Тут, правда, речь идёт об отеле Hilton Dalaman пятизвёздочном. М.ЛОМИДЗЕ: Да, Hilton. Е.ФОМИНА: Да. 882 тыс. рублей. Мне плохеет прямо в эфире, честно скажу. М.ЛОМИДЗЕ: Hilton, например, в Арабских Эмиратах — это, кстати, ещё одна неожиданная тенденция — премиальный сегмент в Турции и премиальный сегмент в Арабских Эмиратах — разница может быть в три раза. Е.ФОМИНА: В Арабских Эмиратах дороже? М.ЛОМИДЗЕ: Дешевле. Е.ФОМИНА: Дешевле, чем в Турции? С чем это связано? М.ЛОМИДЗЕ: В Арабских Эмиратах лето — не сезон. Е.ФОМИНА: А, там слишком жарко. М.ЛОМИДЗЕ: Там специальные цены, да. И вот эта разница в разы — на 50%, в два раза, у нас был даже кейс в три раза один из отелей — это именно из-за того, что не сезон, специальные скидки и редчайшая возможность. И только в премиальном сегменте, в эконом-сегменте так не получается. Е.ФОМИНА: Друзья мои жароустойчивые, теплолюбивые, Арабские Эмираты ждут нас! Сейчас у нас новости. В гостях у нас исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, мы продолжим через несколько минут. НОВОСТИ Е.ФОМИНА: 15:35, мы продолжаем. Радиостанция «Говорит Москва», программа «Умные парни». Меня зовут Евгения Фомина, и в гостях у нас сегодня Майя Ломидзе — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Обсуждаем, куда же мы поедем этим летом, если вообще куда-нибудь поедем. Вот, пожалуйста, наши слушатели присылают нам в Telegram сообщение следующее: что цены мы смотрим не те, потому что до этого мы называли какие-то жуткие цифры. Вот, пожалуйста, 3 мая ты культурно улетаешь на неделю в Турцию в пятизвёздочный отель за 103 тыс. рублей. Тут весь такой диапазон и есть: 100-110. М.ЛОМИДЗЕ: Продолжаем про изменения, которые произошли на мировом туристическом рынке после пандемии. Если до пандемии отель пять звёзд — сразу было понятно, о чём идёт речь, условно, в каком-то диапазоне 20 градусов, плюс-минус где-то лучше, где-то хуже, то после пандемии эта категория пять звёзд на массовых направлениях, особенно на турецком, она приобрела более широкий диапазон. Есть пять звёзд, которые на самом деле примерно три. Они пять, у них на самом деле такая категория, они не врут. Но сервис, территория, набор услуг, питание и так далее всё-таки не вполне соответствуют эталонным пяти звёздам — условно, Rixos какому-нибудь или тому же Hilton, которые работают по определённым стандартам. Это не обман туриста, у этого отеля действительно такая категория. Но набор услуг, местоположения и так далее серьёзно отличают его от других, хочется назвать «настоящих» пятёрок, но наш путешественник, слушатель, наверное, обидится, что он как бы выбрал не то. Он всё то выбрал, но надо понимать, что есть пятёрки относительно недорогие, есть пятёрки дорогие, работающие по определённым утверждённым международным стандартам. Е.ФОМИНА: Это что касается условной Турции. Наиболее популярное зарубежное направление предстоящим летом — это всё-таки остаётся Турция по-прежнему? М.ЛОМИДЗЕ: Пока да. Я не думаю, что первое место будет как-то подвинуто, несмотря на невероятную активизацию потребителей на направление Арабские Эмираты. Е.ФОМИНА: Несмотря на погоду. М.ЛОМИДЗЕ: Несмотря на погоду. Арабские Эмираты перестали быть исключительно зимним или осенне-весенним направлением. Они с прошлого года продаются летом примерно так же, как в течение всего года. Чуть меньше, но незначительно. Таиланд, который тоже всегда был зимним направлением, и летом, начиная с мая, там условный сезон дождей, совершенно не пугающий наших туристов, — в Таиланде тоже сохраняются чартерные программы на это лето. Я думаю, что Таиланд если не в тройку, то в пятёрку из восьми доступных направлений точно войдёт. Пока Турция лидирует и, честно говоря, вряд ли она будет подвинута. По объёму это всё-таки самое масштабное, самое ёмкое направление. Е.ФОМИНА: Как у нас дела с авиасообщением за рубеж, в частности? М.ЛОМИДЗЕ: Есть некая официальная статистика, по-моему, или , что у нас есть прямое авиасообщение более чем с 30-ю странами. Но, если мы говорим про отдых и туризм, особенно летний, мы, по сути, можем говорить о восьми странах. Это не намного нас продвинуло вперёд после пандемии, но в этом тоже есть преимущества, мы уже за два года к этому привыкли. Это Турция, Арабские Эмираты, Сейшелы, Мальдивы, Таиланд… кого-то забываю… Шри-Ланка — тоже, в общем, зимнее направление. Е.ФОМИНА: Белоруссия. М.ЛОМИДЗЕ: Я беру морские, скорее, да. Потому что так у нас есть и Армения, и Узбекистан, их тоже мы не можем не учитывать, они тоже вполне туристические. Но летом тоже там жарко. Собственно, примерно всё. Е.ФОМИНА: Тунис? М.ЛОМИДЗЕ: Тунис тоже есть, но как-то он очень вяло продаётся. Мальдивы продаются активнее. Е.ФОМИНА: Мальдивы продаются активнее, чем Тунис? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ФОМИНА: Прекрасная страна — Россия. Всё бедно живём. Потому что Тунис теперь стал стоить, как Мальдивы, или с чем это связано? М.ЛОМИДЗЕ: У меня ощущение, что люди чего-то опасаются. И перевозка там очень дорогая получается. У нас на всех направлениях сейчас… вы спросили, как поживает авиаперевозка. Она есть, и она везде, конечно, дороже, чем была когда бы то ни было. Е.ФОМИНА: «Ехать придётся в любом случае в Турцию», — пишет нам с грустью Андрей ВМФ, — «так как жадность наших российских бизнесменов вообще не имеет никаких границ». Отдохнуть в Турции будет дешевле, чем в России? Судя по ценнику, который мы сейчас смотрим, на примере тех же наших слушателей — как будто бы нет. М.ЛОМИДЗЕ: Опять же, тенденция последних трёх лет, во время пандемии это всё закрепилось. Если мы берём мегадешёвый сегмент, условно, две звезды, с завтраком, не первая линия, — на протяжении этих трёх последних лет в летние месяцы пальму первенства удерживал Крым, это было самое дешёвое направление. То есть можно было на двоих на неделю уехать за 30 тыс. Но мы прекрасно с вами понимаем, что это не Hilton, да? Это мегабюджетное направление. Я к тому, что оно есть на рынке, его можно купить. Как только возникают требования определённые к комфорту, мы переходим в средний ценовой сегмент. В среднем ценовом сегменте у нас получается либо столько же, сколько в той же Турции, либо, может быть, чуть дороже. Как только мы переходим в премиальный сегмент, Турция дешевле. Е.ФОМИНА: То есть всё зависит от того, насколько мы хотим… М.ЛОМИДЗЕ: Вопрос ожиданий. Если мы раньше могли вывести некую «среднюю температуру по больнице», потому что был широкий массив предложений в среднем ценовом сегменте, мы могли вывести среднюю цену, то сейчас у нас всё немножко какое-то дробное. Когда мы говорим, «а сколько стоит Турция», дальше следует масса дополнительных вопросов: когда, какие ожидания, сколько человек едет, есть ли ребёнок, важен чартерный перелёт или регулярный, из какого города. И только после этого мы можем сказать, сколько стоит Турция. Е.ФОМИНА: Спрашивают про туристический кешбэк. Мы ожидаем в этом году? М.ЛОМИДЗЕ: Вряд ли. Крайне маловероятно. Я бы сказала, вероятность менее 0,1%. Е.ФОМИНА: Ещё один вопрос. Даже не вопрос, а, наверное, замечание от . Когда мы говорили про настоящие и ненастоящие пятёрки, вот уже, мне кажется, ценник похожий на правду: он покупал на 2 июня Турцию, Кемер, хороший отель, настоящая пятёрка, десять дней, 320 тыс. М.ЛОМИДЗЕ: Да, это похоже. Е.ФОМИНА: Это похоже на правду больше, чем те самые 103. Понятно. Ещё нам пишет Виталий Фили. Вопрос, который я хотела тоже с вами поднять: что у нас с отменой виз? Какие страны нам могут отменить визы в этом году или значительно облегчить визовый режим для наших туристов? Вообще кто сейчас нам выдаёт визы, насколько их сложно получить? М.ЛОМИДЗЕ: Вопрос оптимиста, я бы сказала. Я мысленно с вами. Выдают визы, если мы говорим про Шенген… Е.ФОМИНА: Да. М.ЛОМИДЗЕ: Да, есть страны, которые, я бы сказала, сохранили правильные подходы к обычным путешественникам, стремящимся поехать куда-то, кроме перечисленных восьми стран. Италия, Испания, Греция, Франция, Кипр, Венгрия, Австрия. Это те страны, которые точно выдают туристические визы нашим туристам. Эти страны не гарантируют многолетки и долгосрочные визы, но не могу не рассказать случай, который произошёл буквально две недели назад, три. В Казани собираюсь выехать из отеля, туда влетает в кафе совершенно счастливый человек, потрясая паспортом и говорит: «Девушка, налейте мне, мне французы дали визу! Годовую визу дали французы», — говорит житель Казани совершенно обычный, и тут же немедленно выпил по этому случаю 50 г водки. Я, естественно, у него начала спрашивать, куда он, как и что. Это обычная туристическая виза, он указал в заявлении, что он хотел бы получить годовую. Никакой гарантии нет, но прецеденты есть. Е.ФОМИНА: Да, сейчас вспоминается, что хотелось выпить в своё время тоже за годовую визу только с грустью, потому что «эти французы дали только годовую, какой кошмар, какая грусть, где моя пятилетняя». Как меняется всё. М.ЛОМИДЗЕ: Всё поменялось. Е.ФОМИНА: Есть, но шансов мало. Скорей всего, всё-таки речь будет идти о визе на срок поездки. М.ЛОМИДЗЕ: Либо на месяц, либо на три. Е.ФОМИНА: Понятно. Но есть, всё равно мы можем поехать, если очень хочется. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ФОМИНА: И насколько это будет сложно с точки зрения логистики? Всё так же, мы летим через Стамбул? М.ЛОМИДЗЕ: Через Стамбул, через Арабские Эмираты, через Сербию, если есть сообщение, через Армению. Кто-то летает через, условно, Узбекистан, Казахстан. Такие опции тоже существуют, хотя, по мне, это очень странное плечо. Но, тем не менее, такая возможность тоже есть. Е.ФОМИНА: Куда бы вы рекомендовали поехать сейчас, этим летом? Ваша рекомендация. М.ЛОМИДЗЕ: Тут, опять же, масса наводящих вопросов. Кому арбузная корочка, кому свиной хрящик. Поехать, чтобы что? Полежать на море? Е.ФОМИНА: Полежать на море. Обычный семейный отдых с ребёнком. М.ЛОМИДЗЕ: Когда? В июле или в августе? Е.ФОМИНА: Давайте в июне поедем. Прямо сразу, в начале лета, чтобы загореть и потом ходить загорелой всё лето. М.ЛОМИДЗЕ: И устать к осени просто уже и забыть, что вообще был в отпуске. Е.ФОМИНА: У всех свои подходы. М.ЛОМИДЗЕ: Да. В июне. Ну, в июне, наверное, Анталья — это самая комфортная история, если брать Средиземноморское побережье. Относительно комфортный Египет. Египет мы забыли перечислить. Думаю, какую-то страну я забыла перечислить. Египет. В Египте относительно комфортно. Там тоже жарко, но пока не адская жара. Мальдивы. Е.ФОМИНА: Мальдивы — прекрасно. М.ЛОМИДЗЕ: Круглогодичное направление, сопоставимое по цене с Турцией, может быть сопоставимо вполне. И там потрясающее море — океан Индийский. Е.ФОМИНА: Нам всем понравится. М.ЛОМИДЗЕ: Если мы говорим про зарубежные направления. Если мы говорим про внутрироссийские, то я бы всё-таки попыталась вокруг Сочи — это единственный город в Краснодарском крае, с которым есть авиасообщение. Анапа, Геленджик — не летают, и непонятно, будут они летать летом или нет. Реально непонятно, это не значит, что 100% нет, в отличие от Симферополя. Я бы подумала насчёт Анапы, Геленджика в июне. Да, это сложнее будет логистически, но там будет меньше народу. Е.ФОМИНА: В Сочи сейчас можно только… М.ЛОМИДЗЕ: Лететь. И на поезде. Е.ФОМИНА: Я к тому, что в Сочи будет народу столько, что там можно будет только убиться. М.ЛОМИДЗЕ: Очень большая концентрация. А, есть ещё Абхазия. Е.ФОМИНА: Абхазия, мы забыли про Абхазию. М.ЛОМИДЗЕ: Да, туда тоже очень многие ездят. Е.ФОМИНА: Если мы не будем говорить о каком-то морском отдыхе, а возьмём в целом самые популярные направления по России: куда сейчас чаще всего ездит народ, кроме моря? Начали мы уже активно ехать… М.ЛОМИДЗЕ: Санкт-Петербург. Е.ФОМИНА: … не знаю, на Алтай куда-нибудь, на Байкал? М.ЛОМИДЗЕ: Смотрите, активность поездок зависит не только от популярности места, она зависит ещё от ёмкости рынка. Условно говоря, та же Иркутская область или Бурятия вошли бы в хиты, как минимум в Сибирском или Дальневосточном федеральном округе, если бы там была соответствующая ёмкость в сезон. Байкал, Камчатка, Сахалин — там нет мест в июле-августе. В Приморье. Это аншлаг, понимаете? Но ёмкость несопоставима ни с Москвой, ни с Питером, ни с Сочи, ни с Казанью. Ёмкость размещения, даже с учётом частного сектора, не учтённого нигде, всё равно меньше. Е.ФОМИНА: Есть ли какие-то у нас туристические подвижки в этом направлении с тем, чтобы строить там больше отелей, чтобы придумывать какие-то развлечения для туристов, заманивать в эти регионы? Или пока ещё мы раздумываем, имеет ли это смысл? М.ЛОМИДЗЕ: Тут вопрос не просто в заманивании. Вам бы сказали: поехали на Байкал за 50 тыс. на неделю. Вы бы поехали же. Е.ФОМИНА: Конечно, поехала бы. М.ЛОМИДЗЕ: Не глядя, правильно же? Е.ФОМИНА: Вообще. Вот прямо сейчас встаём, и даже эфир заканчивает пусть Женя. М.ЛОМИДЗЕ: И едем. Дальше возникнет вопрос, а где там жить за 50 тыс. Вот у , которое сейчас курирует туризм, возникла прекрасная идея, исходящая из того же, что мы с вами обсуждали: что у нас есть дефицит дешёвого предложения на рынке — тех самых объектов размещения, — поэтому надо немедленно их строить в большом количестве. Это ответ на вопрос, какие у нас подвижки планируются. Модульные отели, некапитальные строения, для того, чтобы быстро можно было возвести и тут же начать их продавать и как-то размещать туристов. По мне — это важный шаг. Да, нам не хватает объектов размещения, но я бы не сказала, что нам не хватает только дешёвых объектов размещения. Нам комфортных недорогих тоже не хватает и, возможно, даже чуть больше всё-таки, чем просто дешёвых кемпингов. Е.ФОМИНА: Каких угодно. Мы, может быть, хотели бы и дорогой какой-то сегмент в таких местах. М.ЛОМИДЗЕ: В дорогом вообще дефицит, я уже даже про это не заикаюсь. Я же говорю, дорогое продаётся сразу, это самое дефицитное предложение на рынке. Е.ФОМИНА: То есть найти дорогой отель, условно, на Алтае можно… М.ЛОМИДЗЕ: Можно, только его надо бронировать, если мы говорим про июль-август, самое позднее в марте. Е.ФОМИНА: Отлично, мы всё профукали. Ничего, у нас будет следующий год, поедем тогда. М.ЛОМИДЗЕ: Опять же, лайфхак: всё меняется, надо постоянно мониторить. Вот мы теперь так живём. Е.ФОМИНА: Что у нас с Дальним Востоком? Вроде тоже активно развивающийся регион, и туда тоже люди ездят. Я смотрю, что очень популярно среди моего окружения, например, это всё становится. Может быть, туда можно? Или лететь дорого? М.ЛОМИДЗЕ: Можно. Там, кстати, тоже море. Е.ФОМИНА: Там море, опять же. Там купаются? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Там купаются, но сезон там совсем короткий: со второй половины июля до конца августа. Это комфортно, спокойно, без штормов… скорей всего. Да, и там купаются, и очень многие из Хабаровска туда приезжают, если мы говорим про Приморье, из других регионов Дальнего Востока туда приезжают. Я уж не говорю про самих приморцев, потому что для них это тоже курорт. Да, популярность растёт, есть специальные программы субсидирования рейсов для жителей Дальнего Востока и, соответственно, для тех льготных категорий, социальных категорий граждан (студентов, пенсионеров и так далее), и это позволяет урвать, найти и купить относительно недорогой билет самостоятельному туристу, то есть не клиенту туроператора. Как мы уже говорили, у туроператора можно забронировать размещение, можно забронировать экскурсии и трансферы — там, на месте, на том же Сахалине, на Камчатке или в том же Приморье. А варианты добраться можно искать самому. Одна моя довольно близкая знакомая поехала туда с детьми разного возраста. До Екатеринбурга она летела, а из Екатеринбурга она поехала на поезде до Владивостока. Е.ФОМИНА: Утомительно. М.ЛОМИДЗЕ: Не знаю, и дети, и она вспоминали просто с восторгом. Поезда у нас разные ходят, у нас, в конце концов, есть Транссиб, и это тоже может стать приключением в хорошем смысле этого слова. Е.ФОМИНА: Как любопытно. Про Калининград забыли, пишет нам АМС. Тоже неплохо, но надо, чтоб с погодой очень повезло. М.ЛОМИДЗЕ: Калининград… не знаю, моё, субъективное — я лично люблю Балтику. Что Питер, Ленинградская область, Калининград — это Балтика. Это не жарко, это не тёплое море, безусловно, но это совершенно другой воздух, это другая красота, другая атмосфера. Е.ФОМИНА: Ну, это мы говорим не о Калининграде как о городе, а, скорее, об этих приморских городах и курортах. М.ЛОМИДЗЕ: Безусловно. Калининградская область, я бы так сказала. Не только сам город. Е.ФОМИНА: Виталий Фили напоминает нам ещё о Дагестане. Действительно, Дагестан становится очень популярным направлением. М.ЛОМИДЗЕ: Как мы могли про него забыть? Е.ФОМИНА: У нас ещё есть время. М.ЛОМИДЗЕ: Это хит просто, второй год Дагестан бьёт рекорды, причём такое ощущение, что это почти круглогодичное направление. По-моему, только на Новый год, вернее, на период после Нового года — вторая половина января и в феврале — там было какое-то затишье. Начиная с марта группы одна за другой, очень много людей туда ездят, потому что там есть ещё и Каспий. Е.ФОМИНА: Это какой туризм — самостоятельный или всё-таки?.. М.ЛОМИДЗЕ: Самостоятельных у нас по России больше. Так было всегда, и даже сейчас, при увеличивающейся доле туроператоров — раньше она до 20 не дотягивала на массовых направлениях, сейчас она приближается к 30, — даже при всём при этом самостоятельных всё равно больше туристов, безусловно. Е.ФОМИНА: В Дагестане всё ли хорошо с размещением? М.ЛОМИДЗЕ: Тоже огромный диапазон. Очень много частного сектора разного. Там может быть даже… ну, я не могу сказать, что это пятизвёздочный сектор, с учётом специфики, но условные три плюс, четыре звезды по уровню сервиса, по тому, как в этом гостевом домике о тебе будут заботиться, готовить тебе завтрак домашний. В общем, нашим туристам многим это нравится. Такой индивидуальный, почти семейный подход. Е.ФОМИНА: Как интересно. В Дагестан мы летим. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ФОМИНА: В Махачкалу. И туда летает достаточное количество самолётов, нет никаких здесь проблем. М.ЛОМИДЗЕ: Рейсов много из разных городов, не только Москва, Питер туристы. Там есть и Самара, Екатеринбург тот же. И это очень разнообразный отдых. Почему «выстрелил» Дагестан — потому что это и море, и горы, и экскурсионка, и этника, и мастер-классы, и активный туризм, и с детьми там интересно, там даже есть песчаная дюна. Е.ФОМИНА: То есть всё, по сути. Дагестан не просто так становится одним из самых популярных направлений. М.ЛОМИДЗЕ: Нет, конечно. И там безопасно. Перестали задавать вопросы по поводу безопасности, по крайней мере, на данном этапе. Е.ФОМИНА: Вот только что Виталий Фили как раз пишет, что «не забывайте про рабство на кирпичных заводах в Дагестане и все прочие страшилки диванных туристов». Всё, мы забыли об этом. М.ЛОМИДЗЕ: На данном этапе — да. Е.ФОМИНА: Нам ещё есть где думать о безопасности в России. Чечня популярна ли? М.ЛОМИДЗЕ: Чечня популярна, но Дагестан, я бы сказала, перебил. Е.ФОМИНА: С чем это связано, на ваш взгляд? М.ЛОМИДЗЕ: Опять же, с разнообразностью продукта. Е.ФОМИНА: То есть Чечня — это что у нас? Только Грозный? М.ЛОМИДЗЕ: Это экскурсионка, она невероятно интересна. Это короткие поездки на уик-энды, это три-четыре дня, причём Чечню совмещают зачастую. Там можно приехать, например, в Ставропольский край, Кавминводы, — кстати, ещё один регион, по которому просто аншлаг. Такого, мне кажется, они не видели никогда конкретно в Кавминводах. То есть приезжаешь в Кавминводы, можешь провести неделю там и дальше отправиться в поездку в Чечню. Там ещё провести какое-то время, вернуться обратно, можно проехать через другие Северо-Кавказские республики. Но это экскурсионка. Преимущество Дагестана, что распробовали наши туристы, как раз в том, что ты можешь приехать на экскурсионку; ты можешь поехать на море; ты можешь поехать конкретно в годы, заняться треккингом; можешь приехать с детьми, и их будут развлекать; ты можешь приехать на семейных отдых в отель. В общем, диапазон очень большой. У Чечни нет такого диапазона. Е.ФОМИНА: Дагестан — новая Турция просто? М.ЛОМИДЗЕ: Нет, я бы сказала, это пока лёгкое преувеличение. Но они молодцы, жалоб на качество сервиса нет у туристов, возвратное направление. Е.ФОМИНА: Прекрасный, как мне кажется, вывод и прекрасная точка в нашем сегодняшнем эфире. Спасибо огромное. Майя Ломидзе сегодня была нашим «умным парнем» — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Спасибо вам огромное, приходите обязательно ещё. М.ЛОМИДЗЕ: Спасибо. Е.ФОМИНА: Впереди у нас рубрика «Анатомия Москвы», потом продолжим.