Войти в почту

«Ъ»: аэропорты не могут зарегистрировать и использовать новую спецтехнику

Аэропорты пожаловались на то, что не могут зарегистрировать и использовать новую спецтехнику. Как стало известно газете «Коммерсантъ», международная ассоциация аэропортов обратилась в Минпромторг и Минтранс с требованием внести поправки в новый закон о госрегистрации.

«Ъ»: аэропорты не могут зарегистрировать и использовать новую спецтехнику
© BFM.RU

Аэропорты не могут зарегистрировать свое оборудование в Гостехнадзоре и получить госномера, например, на перонные автобусы, самоходные трапы и противообледенительные машины. А без номеров технику нельзя эксплуатировать.

Как рассказали «Ъ» источники в аэропортах, отказы в регистрации начались после перехода на электронные паспорта транспортных средств с осени 2022 года. Оказалось, что теперь в законе нет определения аэропортовым машинам: их не признают ни спецтехникой, ни транспортом. Аэропорты опасаются затягивания простоев оборудования, критически важного для безопасности полетов. Комментирует генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

— И пассажиров, и воздушные суда, и аэродром будут содержать. Но все это вялотекуще, пока все это дело будет согласовываться с ГАИ, давать документы, постановок на учет, времени и тому подобное. Вы представляете, это сотни автомобилей, обслуживание внутри аэропорта — все только на автомобильной тяге. Ну что мы громадные машины аэродромно-уборочные должны регистрировать в ГАИ? Это им надо вешать номера? Колоссальнейшие затраты. Если заставят автобусы регистрировать в ГАИ, что же мы не бросим пассажиров. То же самое, как и автотрапы, электротрапы, как же высаживать и засаживать?

— Ждать ли отклика от Минпромторга, от Минтранса?

— По крайней мере с аэропортов я не получал письма, предложения. Может это как эксперимент или вот-вот начал входить и пошли требования? Будем ждать откликов с аэропортов, что они скажут, какие у них пойдут затраты. И так на аэропорты возложены колоссальные затратные механизмы, плюс еще к этому. Самое-то ужасное, что все это дело потом отразится на тарифах и на ставках за обслуживание авиакомпаний, а авиакомпании все это переложат на пассажиров. Вот и все. Значит, билеты опять взлетят на 10%.

В аэропорту действуют два вида транспорта — общего и специального назначения. Второй работает только на территории аэропорта. Поэтому раньше, до принятия обязательных требований ко всем видам техники, регистрировался только транспорт общего назначения. Для чего был введен общий порядок постановки на учет, говорит генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

— Насколько ГАИ может контролировать технику, которая ездит в аэропорту. Для меня это больше загадка. Обычно в аэропорту контролем занимается авиационная безопасность. Техника очень дорогая, специфическая и зачастую продается через определенный лоббистский интерес. Где-то до 2010 года главенствовали российские и белорусские производители, и по чуть-чуть выходили европейцы, а где-то с 2011-2012 года очень активно, агрессивно стали китайские производители. Я думаю, что это решение может быть связано с определенными лоббистскими моментами по лоббированию определенных производителей. Или, наоборот, для того, чтобы закрыть для производителей этот рынок. Потому что китайцы шли с хорошей дешевой техникой, которая имела более функционал, чем отечественные или белорусские, и я уже молчу про европейскую. Она стоила, как отечественная, была лучше европейской.

— У проверок обязательной регистрации есть практическая польза в смысле безопасности?

— Я думаю, что это структура придумывает ненужные сборы, ненужные налоги на ровном месте.

Сейчас аэропорты пользуются спецтехникой нелегально. Компании опасаются, что могут быть оштрафованы. Но если поправки в закон будут приняты, затраты аэропортов на транспортный налог существенно увеличатся. Эксперты говорят, что в таком случае им необходимо продумать, какая техника подлежит регистрации.