Во Франции 2023-й - год Густава Эйфеля
Во Франции весь этот год посвящается 100-летию Густава Эйфеля, скончавшегося в Париже в декабре 1923 года.
С такой инициативой выступили совместно Общество по эксплуатации Эйфелевой башни (ОЭЭБ), где столичный муниципалитет владеет 99 процентами акций, и Ассоциация потомков Густава Эйфеля, насчитывающая свыше полусотни человек. Заметим, что этот демарш по времени совпал с "днем рождения" самого знаменитого его творения. Башне, носящей его имя, 31 марта исполнилось 133 года.
Построенная в 1889 году для Парижской всемирной выставки с тем, чтобы продемонстрировать всему свету "индустриальный гений" принимающей стороны, она должна была простоять не более 20 лет, а затем отправиться на металлолом, на чем настаивали многие столичные жители.
Даже такие именитые парижане того времени, как Ги де Мопассан, Виктор Гюго, Александр Дюма-сын были от нее в ужасе и требовали сноса "ненавистного чудовища", бросающего на город "уродливую тень".
Спас "Железную даму" сам Густав Эйфель. Во-первых, благодаря тому, что сумел предварительно выкупить участок земли, на котором была возведена башня, а, во-вторых, проявив исключительные дипломатические способности, смог заручиться поддержкой влиятельных персон в парижской мэрии.
Ну а когда нагрянула первая мировая война, то для башни нашли вполне конкретное применение. Ее стали активно использовать для телеграфной и радиосвязи между Генштабом и фронтом, а также для "прослушки" сообщений немецкого командования.
Со временем башня, а ее высота, учитывая многочисленные антенны, установленные на верхотуре, составляет 324 метра, превратилась в символ Парижа. Причем настолько популярный, что сам Эйфель как-то признался, наверное, в шутку, что "завидует ей", ибо стала "более знаменитой, чем он сам".
Густава Эйфеля без каких-либо натяжек можно назвать человеком, обладавшим не только поистине инженерным гением, но и недюжинной деловой активностью. По его расчетам были построены вокзалы в венгерском Будапеште, в Сантьяго (Чили), мосты, как во Франции, так и в Португалии, Китае, Вьетнаме, Боливии, Молдавии, еще один - железнодорожный в Грузии. Проект поддерживающего каркаса и опор Статуи Свободы в Нью-Йорке - также дело его рук.
Мероприятия по чествованию Эйфеля стартуют уже в будущем месяце. У подножья башни под эгидой ЮНЕСКО откроется выставка с весьма говорящим названием: "Эйфель: все выше!".
Посетители парижской достопримечательности, а их в прошлом году было 6,2 миллиона человек, получат возможность в разных точках башни "оживлять" с помощью QR-кодов на своих смартфонах самого Густава Эйфеля, рассказывающего те или иные эпизоды, связанные с его жизнью и творениями. Задумано также феерическое шоу с использованием цифровых технологий и электронной музыки. Оно состоится в конце года.
С тех пор Эйфелево творение, оставаясь самим собой, постоянно трансформировалось. Кто бы мог подумать, что первые годы своего существования башня была откровенно красной, ибо Густав Эйфель считал, что именно эта краска наиболее эффективно противостоит ржавчине. Какой после она только не была: цвета охры, желтой, желто-коричневатой, пока в конце 60-х годов прошлого века не был подобран особый стойкий колер - "эйфелевый коричневый". Причем трех оттенков - потемнее для нижнего яруса, и два посветлее для верхних, чтобы придать сооружению устремленный ввысь облик. Отметим, что башню перекрашивают каждые семь лет, на что уходит 60 тонн краски, чем занимаются три десятка виртуозов-маляров, прошедших альпинистскую подготовку.
Фото: AFP/ Christophe ARCHAMBAULT